Predmety


Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

УРОК № 53

Тема. Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

Цель: углубить знания учащихся о предложениях с обособленными определениями, акцентировать внимание на смысловых, структурных, стилистических различиях между простыми предложениями с обособленными определениями и сложными предложениями с придаточными определительными; развивать умение учащихся употреблять в устной и письменной речи предложения с обособленными определениями и сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, анализировать языковые явления, делать выводы; прививать позитивное отношение к учебе и получению знаний.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, украинско-русский словарь.

ХОД УРОКА

Всякое знание исходит из наблюдения и опыта.

Ш. Сент-Бев

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Прослушивание рассказа о людях разных профессий, составленного с использованием обособленных приложений.)

2. Выполнение тестового задания.

1) Укажите верное утверждение:

А) обособленными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения;

Б) любые определения и приложения обособляются на письме, если они относятся к личному местоимению; v

В) чаще всего на письме обособленные члены выделяются тире;

Г) согласованные определения и приложения никогда не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

1 балл

2) Укажите предложение, в котором есть обособленное определение.

Запишите его, расставив знаки препинания.

А) Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется на много километров.

Б) Не тающий даже в самое жаркое лето снег покрывает вершины гор.

В) Среди нагроможденных друг на друга каменных глыб трудно найти дорогу.

Г) Холодный и резкий ветер дует с гор в долину.

Д) Сосны низкие и корявые приспособились выдерживать порывы ветра. v

2 балла

3) Укажите предложение, в котором приложение с союзом как обособляется. Запишите его, расставив знаки препинания.

А) Я люблю его как хорошего человека, но не ценю как поэта.

Б) Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению. v

В) Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и восторженного мировосприятия.

Г) Шевченко как поэт и художник известен в Украине.

2 балла

4) Укажите предложение, в котором есть обособленное приложение.

Запишите его, расставив знаки препинания.

А) Над кадкой висел корец то-есть ковш для воды. v

Б) Величайший русский поэт А. С. Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом в 1837 году.

В) Немецкий город Гамбург стоит на большой реке.

Г) Выдающийся ученый-энциклопедист Владимир Иванович Вернадский провел свое детство в Петербурге, а затем в Харькове.

2 балла

5) Укажите предложение, в котором союз или употребляется с приложением. Запишите его, расставив знаки препинания.

А) К реке можно пройти полем или лесом.

Б) Завтра приду я или мой друг.

В) Ягуар или американский тигр является крупным хищником. v

Г) Целый день ребята пропадали или на речке или в лесу.

2 балла

6) Укажите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

А) К берегу подходил вельбот то есть небольшое, одномачтовое судно.

Б) Всякая птичка даже воробей, привлекала мое внимание.

В) Срублен темный бор, – в томящий летний зной защита и прохлада. v

Г) Ветер, дующий с моря приносит туманы и дождь.

1 балл

7) Установите соответствие между предложениями и их характеристикой.

А) предложение с обособленным согласованным определением

Б) предложение с необособленным несогласованным определением

В) предложение с обособленным приложением

Г) предложение с необособленным приложением

А) Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная, но немного загадочная страна.

Б) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложились на землю.

В) У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове.

Г) Орел, острокрылая гордая птица, садится на черный валун.

2 балла

Всего 12 баллов

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

– Прочитайте пары предложений, скажите, чем они отличаются.

Мы вышли на поляну, которая пестрела различными цветами.

Мы вышли на поляну, пестреющую различными цветами.

Мы свернули в лес, который тянулся на сотни километров.

Мы свернули в лес, тянущийся на сотни километров.

До нас изредка доносится песня, которую заглушает шум морского прибоя.

До нас изредка доносится песня, заглушаемая шумом морского прибоя.

2. Заполнение таблицы.

(Курсивом выделена информация, которую учащиеся добавляют сами, получив ее в результате исследовательской работы.)

Характеристика синтаксических конструкций

Предложения с причастным оборотом

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Объем

Более компактное

Менее компактное

Значение

Причастие подчеркивает признак действующего предмета или лица

Сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего

Использование в речи

Книжная речь

Разговорная речь

Цель использования

Использование в речи синонимических конструкций позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом

Материал для учителя

Причастный оборот довольно близок по значению к определительному придаточному предложению с союзным словом который. Это позволяет избегать частого повторения придаточных предложений с одним и тем же союзным словом. Нужно иметь в виду, что в придаточном предложении сказуемое-глагол подчеркивает действие подлежащего, а в причастном обороте причастие подчеркивает признак действующего предмета, поэтому замена синтаксической конструкции меняет смысловое значение предложения. Предложения с обособленными членами отличаются от синонимичных сложноподчиненных предложений большей компактностью формы.

Необособленный причастный оборот, находящийся перед существительным, связан с ним более тесно, чем обособленный оборот.

Для передачи быстроты и напряженности действия обычно используются необособленные причастные обороты: с помощью необособленных причастных оборотов сильнее подчеркивается динамичность действия.

Для создания картины величавой, торжественной, напротив, употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными причастными оборотами, находящимися чаще всего в конце речевого потока. Эмоциональной художественной речи свойственно обособление причастных оборотов, расположенных отдельно от существительного. Причастный оборот более свойствен книжной речи, придаточное предложение – разговорной.

Выполняя упражнения, предупреждаем типичные ошибки школьников: неправильное употребление форм времени причастий (Совхоз стал обрабатывать земли, принадлежащие в прошлом князю), отрыв причастного оборота от существительного, к которому оно относится (Девочка не решила примера из-за незначительной ошибки, предложенного учителем), соединение сочинительным союзом причастного оборота и придаточного предложения (Он написал статью, которая получила одобрение и предназначенная для газеты), неправильный порядок слов в самом причастном обороте.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Выполнение учащимися упражнений из учебника.

2. Практическая работа.

– Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения обособленными определениями; объясните, почему в отдельных предложениях такая замена невозможна.

Воображение возобновило перед ним впечатление того счастливого лета, которое он провел в лагере. (Невозможно: мешает указательное слово того.)

Березка, которую колеблет ветер, стоит одиноко в поле.

Музыкальная школа, которая откроется в поселке, заинтересовала многих. (Невозможно: глагол в будущем времени.)

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, …как метко сказанное русское слово. (Невозможно: наклонение глагола условное.)

Товарищ показал мне свой новый рассказ, который он пишет уже месяц. (Невозможно: от глагола писать не образуется нужной формы причастия.)

Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. (Невозможно: глагол в будущем времени.)

Корабль, которым управляет космонавт, оснащен новейшими приборами.

Туристы быстро уснули, так как были утомлены новыми впечатлениями.

3. Работа в парах.

– Переведите текст на русский язык, расставьте пропущенные знаки препинания. Обратите внимания на перевод предложений с причастными оборотами и сложных предложений с придаточными определительными.

(Повторение:

Причастный оборот при личном местоимении;

Приложение с союзом как;

Однородные члены предложения;

Тире между подлежащим и сказуемым;

Обособленное определение, выраженное прилагательным.)

Перлина світової архітектури

Софія Київська перлина світової архітектури.

Збудована в ХІ столітті за ініціативою Ярослава Мудрого як головний храм Київської Русі вона була не тільки культовим а й громадським освітнім центром. Тут відбувалися урочисті церемонії посадження князів на київський престол прийоми іноземних послів, котрі намагалися налагодити стосунки з великою державою.

Фрески, які прикрашають собор, цікаві й різноманітні за своїм змістом. Більшість із них величних монументально-казкових присвячена релігійній тематиці.

Мозаїка Софійського собору і сьогодні вражає довершеністю композиційного вирішення свіжістю і яскравістю барв.

(З календаря)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Проверка выполнения задания.

2. Беседа.

1) Почему возможна замена предложений с придаточными определительными на предложения с причастным оборотом?

2) Меняется ли смысловое значение предложения при такой замене?

3) Чем отличаются предложения с придаточными определительными и предложения с причастными оборотами?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из художественных произведений 6 предложений с причастным оборотом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...