Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов

I СЕМЕСТР

УРОК 18

Тема. Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов

Цель: учить учащихся воспринимать на слух предложения (из 1-5 слов); различая их по цели высказывания и интонации; развивать умение графически моделировать предложения из 1-5 слов; умение логически мыслить, правильно выделяя ключевые слова в предложении; развивать фонематический слух; способствовать социальной адаптации учащихся посредством формирования

и закрепления у них коммуникативных навыков; формировать позитивную самооценку; воспитывать доверительные отношения в семье.

Оборудование: иллюстрации к сказкам “Колобок”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, “Морозко”.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Вчера вы познакомились с предложениями, в которых о чем-то просят, приказывают или

предлагают. Послушайте отрывок из уже известной вам сказки “Колобок” и определите предложения, в котором о чем-то просят, приказывают и предлагают.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Учащиеся определяют побудительное предложение.

Учитель. А вот следующий отрывок.

Говорит старику старуха:

– Воротись! Поклонись золотой рыбке! Не хочу быть крепостною крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой!

– Из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

“Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, молока принесла”.

– А это из какой сказки? (“Волк и семеро козлят”)

После ответов учащихся учитель вывешивает на доске иллюстрацию к данной сказке.

III. Мотивация учебной деятельности

– Много сказок вы знаете, молодцы! И научились определять предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.

Но есть еще и другие предложения – например, те, в которых о чем-то спрашивают или о чем-то рассказывают.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с вопросительными предложениями (без использования термина)

– Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

– Это предложения, в которых о чем-то спрашивают.

– Из какой сказки взяты эти предложения? (“Теремок”)

Учитель вывешивает иллюстрацию к сказке на доску.

– “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?” (“Морозко”)

– “Кто спал на моей кроватке и помял ее?” (“Три медведя”)

– Предложения, в которых о чем-то спрашивается, произносятся с особой интонацией и понижением голоса.

2. Анализ повествовательных предложений

Учитель. Послушайте следующие предложения. Из какой они сказки?

– Дед бил-бил, не разбил.

Баба била-била, не разбила. (“Курочка Ряба”)

– Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. (“Репка”)

Комментарий: учащиеся определяют, что в этих предложениях о чем-то рассказывается, повествуется. Учитель обращает внимание на правильное интонирование предложений.

– Итак, вы узнали, что по цели высказывания есть предложения, в которых о чем-то рассказывается (повествуется), есть предложения, в которых о чем-то спрашивается, а есть предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.

3. Физкультминутка (по выбору учителя)

4. Графическое моделирование предложений из одного, двух, трех слов Учитель. Послушайте, пожалуйста, предложение и определите, сколько в нем слов.

1) Вечереет. (Одно слово.)

– Давайте составим схему этого предложения. Каждое слово в предложении мы будем обозначать горизонтальной черточкой  Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов, начало предложения – вертикальной.

– Какое это предложение по цели высказывания? (В котором о чем-то рассказывается.)

– В конце таких предложений ставят точку (.). И мы поставим точку в конце схемы:  Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов

– Итак, получилась схема предложения, состоящего из одного слова.

Заранее приготовленные карточки-схемы прикрепляются учителем на доску.

2) Настали морозы. (Два слова.)

Комментарий: учащиеся составляют схемы у доски и определяют тип предложений по цели высказывания.

 Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов

Аналогично проводится работа над предложениями из 3-5 слов.

3) Ребята идут гулять.

 Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов

4) Мама купила красивую куклу.

 Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов

5) Дети слепили снеговика из снега.

 Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1 5 слов

– Все ли слова в этом предложении одинаково длинные? (Нет. Есть короткое слово “из”.) Это слово-“связка”. Его и другие короткие слова-“связки” в схеме обозначают маленькой горизонтальной черточкой.

V. Итог урока

– Чему научились на уроке?

– Какое задание показалось самым интересным?

– Какие модели составляли?

– Какие предложения из сказок анализировали?




Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов