Predmety


Буквы а, у после всегда мягких [ч’], [ш’:]; буква и после всегда твердых [ж], [ш]. Гласные о, е, е после шипящих

УРОК № 21

Тема. Буквы а, у после всегда мягких [ч’], [ш’:]; буква и после всегда твердых [ж], [ш]. Гласные о, е, е после шипящих

Цель: ознакомить учащихся с условием выбора орфограмм “Буквы и, у, а после шипящих” и “Буквы о, е, е после шипящих”; с особенностями произношения гласных после шипящих; развивать навыки применения знаний на практике; воспитывать наблюдательность учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут гласные после шипящих; находят изучаемые орфограммы в словах.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схема “Чудо-деревья”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

К данному звуковому значению слов подберите графическое.

[жыз’н’], [ч’уда], [ч’ашка], [шып’эт’], [жолтый].

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Распределительный диктант.

Запишите слова в две колонки: 1) с озвончением согласных; 2) с оглушением согласных. Подчеркните орфограмму.

Рекорд, клуб, мороз, еж, косьба, указка, книжка, молотьба, ногти, ловкость, просьба, дождь.

– Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Запишите звуковое значение слов. В каком слове букв больше, чем звуков. Почему?

Образец: ведро – [в’идро].

Весна, хорошо, сегодня, портфель.

КАРТОЧКА № 2

Запишите звуковое значение подчеркнутых сочетаний.

Образец: тема – [т’э].

МуЗеЙ, ТеКст, ТеМп, тиРе, тераПеВт, ТеРмометр, ТеРмос.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа со схемой.

См. с. 69.

ЧУДО-ДЕРЕВЬЯ

 Буквы а, у после всегда мягких [ч], [ш:]; буква и после всегда твердых [ж], [ш]. Гласные о, е, е после шипящих

– Почему эта схема названа “Чудо-деревья”?

– С каким правилом мы знакомимся благодаря этим “деревьям”?

– Каких “деревьев” еще не хватает в этой “рощице”? (ща, щу, жи.)

– Работа по вариантам.

Подберите слова, нарисуйте дерево по образцу схемы, рассмотренной в предыдущем задании.

I вариант – ща.

II вариант – щу.

III вариант – жи.

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 77.

– Словарный диктант.

Широкий, часы, жизнь, шиповник, жирный, часто, чаща, щука, шины, счастье, шипенье, брошюра, парашют, жюри.

– Слово учителя.

После шипящих под ударением в корне пишется буква е (произносится [о]), если можно подобрать однокоренное слово с буквой е: же[о]лтый – желтеть. Если такое слово подобрать нельзя, пишется буква о: крыжовник, обжора, шов, шорох, капюшон.

Запомните также правописание заимствованных слов: шорты, шоссе, шоколад, жокей, шофер, крюшон и т. д.

– Тренировочные упражнения.

1. Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав проверочное слово.

Образец: желудь – желудевый.

Ш..пот, ч..рный, ш..лковый, щ..лкнуть, ш..рстка, ш..ссе, щ..лка, ч..рствый.

2. Переведите слова с украинского языка на русский. Сравните написание слов в обоих языках.

Образец: шостий – шестой.

Жонатий, шовк, пшоно, жолудь, щока, жовток, жорстоко, шовковиця.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 15, 16.

2. Выполнить упражнения: [1] 160, 165.

3. Выписать из орфографического словаря 10 слов с орфограммой “Буквы и, у, а после шипящих” и 10 слов с орфограммой “Буквы о, е, е после шипящих”.

V. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Какое правило надо знать, чтобы правильно писать гласные о, е, е после шипящих в корне слова?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Буквы а, у после всегда мягких [ч’], [ш’:]; буква и после всегда твердых [ж], [ш]. Гласные о, е, е после шипящих - Плани-конспекти уроків по російській мові