Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ

II СЕМЕСТ Р

УРОК 57

Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ

Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим словарем; развивать орфографическую зоркость, связную речь; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру речи.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Сообщение целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Изучая

русский язык, выполняя упражнения, вы часто не знаете, как писать то или иное слово, что оно обозначает.

Что делать в таком случае? Где найти ответ?

Конечно, можно спросить у родителей, учителей. Но намного полезнее и интереснее найти нужную информацию самому.

Где ее можно найти?

Конечно, в словарях. За помощью к словарям мы обращаемся, когда нам нужно выяснить, что обозначают слова, как они пишутся.

В нашей стране словари “непонятных слов” появились еще во времена Киевской Руси, в XIII

веке. Сначала все сведения размещались без какой-либо последовательности, а уже с XVI ст. слова начали размещать по алфавиту (азбуке), их начали называть “азбуковниками”.

Следует запомнить, что основная структура всех словарей общая. Слова размещаются в строго алфавитном порядке. Чтобы отыскать непонятное слово, находят страницу с буквой, на которую начинается разыскиваемое слово.

Какие словари вы знаете?

Учитель демонстрирует словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, русско-украинский словарь.

– Сегодня на уроке мы более детально будем знакомиться со словарями, учиться ими пользоваться.

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Какой из словарей нам поможет в этом?

Я сам – ш…фер.

И сам – м…тор.

Нажимаю на п…даль –

И машина мчится вдаль!

Б. Заходер

2. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. проверьте их правописание по словарю

– Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)

– Кричит он громче всех с утра:

– Вставать пора! Вставать пора!

Всю жизнь несет он службу

И с солнцем водит дружбу. (Петух)

– Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки)

– Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому что он… (жираф).

– С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

– В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

– Телятки гладки,

Привязаны к грядке. (Огурцы)

3. Разгадайте ребусы. Запишите слова в алфавитном порядке. поставьте ударение. проверьте правописание слов по орфографическому словарю

 Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ

4. Переведите текст на русский язык. Какой словарь вам в этом поможет?

Теплий літній день. Світить яскраве сонце. Луки, як строкатий килим. Навкруги соковита трава і яскраві квіти. Ось на зелену травинку сів зелений коник.

Чутно веселі пісні птахів. На луках поважно походжають дикі журавлі.

5. Проверочная работа. Устный пересказ

КОТЕНОК

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Стали дети рвать щавель и забыли про котенка.

Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котенка и хотели его схватить.

Вася бросился к котенку. Он упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник отогнал собак. Вася схватил котенка и понес его домой.

По Л. Толстому

V. Итог урока

Беседа

– Что учились делать на сегодняшнем уроке?

– Назовите словари, которые лежат у вас на партах.

– Пусть всегда словари приходят к вам на помощь!

Утверждать мне не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать

Как с другими сочетать.

Даже Пушкин, –

Я об этом достоверно говорю, –

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

VI. Домашнее задание




Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ