Урок 40 Содержание текста. Заголовок
Учимся работать над содержанием текста, определять его тему, подбирать к нему заголовок
278. Прочитай стихотворение. О чем оно? Почему автор назвала это стихотворение “Пришла зима”?
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зима вес..лая
С кон..ками и сала(с, з)ками,
С лыжнею припорошенной,
С волш..бной старой ска(с, з)кою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И. Черницкая
Запиши первые четыре строчки стихотворения, вставляя пропущенные
Заголо́вок (укр. заголовок) – это название текста. Чтобы озаглавить текст, нужно ответить на вопрос: о чем (о ком) говорится в тексте?
279. Прочитай стихотворение и попробуй догадаться, как озаглавил его автор.
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз – Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев
О чем написал стихотворение поэт, чтобы рассказать о зиме?
Рассмотри иллюстрацию. Как
280. Прочитай две записи. Чем они различаются?
1. Зима – холодное время года. Я люблю играть в футбол. Сегодня у нас урок русского языка.
2. Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Кругом тишина.
В каком случае записаны отдельные предложения, а в каком – текст?
К какой из записей можно подобрать заголовок?
Текст (укр. текст) – это высказывание, в котором предложения связаны друг с другом по смыслу. В тексте всегда о чем-то сообщается или рассказывается. Это составляет его содержание (укр. зміст).
281. То, о чем идет речь в тексте, – это тема (укр. тема) текста. Тема текста часто отражается в его заголовке. Прочитай. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
ТЕТЕРЕВА
Взошло, заиграло над лесом веселое зимнее солнышко. Вылетели из глубокого пушистого снега красавцы тетерева. Они расселись на украшенной кружевным инеем березе. Кормятся, отдыхают тетерева.
По И. Соколову-Микитову
О чем этот рассказ? Какова его тема? Отражает ли заголовок тему текста?
Какое из выделенных слов соответствует схеме?
282. “Собери” предложения так, чтобы получился текст. Запиши его и озаглавь.
1. Все укрылось, укуталось в белоснежный наряд. 2. Пошел крупный снег. 3. Темные тучи заволокли небо. 4. Быстро запорошил в лесу все тропинки.
283. Прочитайте заголовки. О чем следует писать в каждом случае?
1. “Зимний день”. 2. “Зимние развлечения”. 3. “На катке”. 4. “Новогодняя елка”.
284. Рассмотри рисунки. Представь, что по ним нужно составить тексты. Подбери заголовок к каждому.
285. Проверь себя! Главные слова урока.
Текст, тема, содержание, заголовок.
286. Запиши предложения в нужной последовательности так, чтобы получился текст. Озаглавь его.
1. Дети надели шубки, шапки, варежки и побежали на улицу. 2. Наступила зима. 3. И мороз им не страшен.