МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование
229
1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот разряд прилагательных может иметь степень сравнения?
2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сравните его с материалом, приведенным на с. 94. Какая информация дана в параграфе, но отсутствует на с. 94?
Качественные прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень.
Имена прилагательные в сравнительной степени
– признак, который в одном предмете проявляется в большей / меньшей степени, чем в другом: баскетбольный мяч тяжелее волейбольного;
– признак, который в одном и том же предмете проявляется в разной степени в разное время: сегодня вода в море теплее, чем вчера.
Сравнительная степень может быть простая и составная. Простая сравнительная степень образуется от основы начальной
Формы, прилагательного и суффиксов – ее (-ей), – е, – те:
Составная сравнительная степень образуется от исходной формы прилагательного
Превосходная степень используется тогда, когда необходимо указать на самую высокую степень проявления признака в одном предмете в сравнении с другим.
Превосходная степень может быть простая и составная. Простая превосходная степень образуется присоединением к основе начальной формы суффиксов – ейш-, – айш – (после г, к, х):
Составная превосходная степень образуется прибавлением слов самый, наиболее, наименее к исходной форме и слов всех, всего к форме сравнительной степени: самый красивый, наиболее заметный, ярче всех, радостнее всего.
Обратите внимание!
В образовании составной сравнительной и превосходной степени используется талько исходная форма имени прилагательного: более выразительный, менее выразительный, самый выразительный.
230
1. Спишите пословицы, ставя прилагательные в форму простой сравнительной степени.
1. Друг денег (дорогой). 2. Старый друг (хороший) новых двух. 3. Правда (дорогая) золота. 4. Сыр калача (белый). 5. Доброе братство (милый) богатства. 6. Воля птичке (дорогой) золотой клетки.
2. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор сравнительной степени прилагательных, образованных от слов дорогой, милый, белый. Как называется этот способ образования слов?
3. Объясните значение слова воля. Какой способ толкования слова вы использовали?
231
Сравните предметы и живых существ между собой, используя составную сравнительную степень. Составленные предложения запишите. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
1. Арбуз и дыня (по сочности). 2. Апельсин и мандарин (по размеру). 3. Помидор и огурец (по полезности). 4. Волк и собака (по силе).
Говорите правильно!
Красиве̂е (как в слове счастливее)
232
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
2. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения.
1. Конечно есть люди может быть более красивые чем Соня но все это ерунда (Ю. Трифонов). 2. Мама конечно была красивее всех на свете уютнее мягче добрее (И. Грекова). 3. Не были мы лучше просто были другие: беднее были ответственнее (И. Грекова). 4. Этот неуклюжий маленький столик имел историю более богатую чем иная человеческая жизнь (А. Солженицын). 5. Дедушка нагибает ближайший куст стряхивает на ладонь ягоды и сыплет их в рот (Ф. Искандер).
3. Запишите морфологические признаки, которые вы можете определить у слова человеческая (жизнь) (см. план разбора на с. 95).
4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
233 Диалог
1. Образуйте все возможные формы сравнительной степени от слов хитрый, смешливый.
2. Разыграйте шуточные диалоги, подобные диалогу, данному в упражнении 98, используя все варианты форм степеней сравнения слов хитрый или смешливый.
234 Сочинение
1. Поставьте прилагательные в одну из форм сравнительной или превосходной степени. Используйте разные формы.
2. Напишите небольшое сочинение, используя составленные словосочетания в качестве опорных.
Интересный роман, известный писатель, чудесные превращения, опасные приключения, счастливый финал.
235
1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Выберите наиболее удачную формулировку основной мысли текста.
1. Т. Шевченко – гениальный украинский поэт и художник.
2. Изобразительное искусство в Украине отличается разнообразием направлений и течений.
3. Изобразительное искусство в Украине имеет богатую историю.
2. Определите тип и стиль речи текста. Составьте сложный план текста.
Развитие изобразительного искусства в Украине ведет свой отсчет с древнейших времен. Многочисленные находки археологов подтверждают высокий художественный уровень произведений предков современных украинцев.
Вплоть до XVII столетия главными художественными произведениями в Украине оставались иконы, иконопись Переходную роль между иконописью и светской портретной живописью занимали так называемые парсуны – портреты, выполненные приемами иконописной техники.
Многие из представителей талантливой украинской молодежи XVIII столетия учились в петербургской Академии искусств. Известнейшие художники России того времени родом с Украины: Д. Левицкий – из Киева. В. Боровиковский – из Миргорода. В петербургской Академии искусств учился и гениальный украинский поэт и художник Т. Шевченко.
Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX столетия, движение к реализму, с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов товарищества передвижных художественных выставок. Самый знаменитый живописный портрет Т. Шевченко написан инициатором создания и идейным руководителем товарищества И. Крамским.
Не менее яркой страницей в изобразительном искусстве стал украинский авангард начала XX столетия, представленный именами художников О. Богомазова. Г. Бойчука, А. Петрицкого и других.
Ныне членами Национального союза художников Украины являются более четырех с половиной тысяч художников. Эта мощная творческая организация объединяет талантливых живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративного искусства, искусствоведов, которые развивают национальную культуру, воплощая новые художественные идеи и проекты. Они помогают строить нашу жизнь по законам гармонии и красоты.
По материалам сайта “Исторический тур по Украине”
3. Выпишите прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Образуйте и запишите к каждому прилагательному остальные формы степеней сравнения.
И. Крамской. Портрет Т. Г. Шевченко. 1871 г.
Проверьте свои знания
236
Образуйте от данных слов все возможные формы степени сравнения. Выделите суффиксы и слова, с помощью которых образуется составная сравнительная и превосходная степени.
Образец. Вкусный: вкуснее, вкусней, более вкусный, менее вкусный, вкуснейший, наивкуснейший, самый вкусный.
Известный, опасный, ужасный, радостный.
237
Найдите неточность в утверждении.
1. Данные прилагательные стоят в форме простой составной степени: старше, ласковее, честнейший, больше.
2. Данные прилагательные стоят в форме составной превосходной степени: самый интересный, холоднее всего, более выносливый, быстрее всех, наиболее быстрый.
238
1. Спишите текст, ставя выделенные прилагательные в форму простой или составной превосходной степени.
Я взял ящик и поставил его на стол перед Черпуновым. Ящик оказался неожиданно легким. Черпунов не торопясь открыл крышку. Я заглянул через его плечо и невольно вскрикнул. Огромная бабочка, больше, чем лист клена, лежала в ящике на темном шелке и переливалась, как радуга.
– Не так смотришь! Неправильно! Надо вот так! – рассердился Черпунов.
Он взял меня за макушку и начал поворачивать мою голову то вправо, то влево. Каждый раз бабочка вспыхивала разными цветами – то белым, то золотым, то пурпурным, то синим. Казалось, что крылья ее горели чудесным огнем, но никак не сгорали.
– Редкая бабочка с острова Борнео! – с гордостью произнес Черпунов и закрыл крышку ящика.
По К. Паустовскому
2. С помощью синонимов объясните значение слов огромный, чудесный.
3. Сделайте морфологический разбор слова Борнео.