УРОК № 65
Тема. Уточняющие члены предложения. Обособление уточняющих дополнений
Цель: углубить знания учащихся об уточняющих членах предложения; изучить со школьниками правило обособления уточняющих дополнений; развивать у детей пунктуационные навыки; воспитывать у них стремление к знаниям.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные и уточняющие члены предложения и знают об их роли в речи; составляют предложения с обособленными дополнениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Практическая работа.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные и уточняющие члены предложения. Чем они выражены? Последнее предложение разберите синтаксически.
Впереди среди света и теней то садясь на задние лапки и поднимая торчком уши то делая короткие прыжки двигался заяц проб..раясь на золотую поляну. На западе за селом светало. Ветер дул все порывистее сыпля брызги
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задания учащимся.
1. Сравните два предложения. Какова роль обособленного члена предложения?
В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств. – В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (К. Паустовский)
2. Сравните два предложения. Почему в одном есть запятая перед союзом или, а в другом нет?
Альбатросы, или крупные морские чайки, кружили около корабля. – В воскресенье мы поедем за город или пойдем в музей.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 234.
[2] – с. 203-204.
– Слово учителя.
Уточняющими могут быть различные члены предложения:
1) подлежащее: В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие – встреча Кити с Вронским. (Л. Толстой);
2) сказуемое: Мы исполняли разные наружные работы – красили крыши;
3) определение: Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору. (Л. Толстой);
4) дополнение: у второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные. (И. Тургенев);
5) обстоятельство: Он не спеша, по-хозяйски, поцеловал жену. (М. Шолохов).
Чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места: Но потом, к ноябрю, наступил штиль с его запоздалым трогательным теплом. (К. Паустовский) Тут, на распутье рек, всегда с особенной силой резвился ветер. (Л. Леонов)
Присоединительные конструкции включают в себя слова даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в том числе, и притом, да и, и, да и вообще, в частности и др.: Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись. (Л. Толстой)
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения, правильно интонируя их. Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните уточняющие и пояснительные члены предложения.
Кроме усиленных занятий спортом, брат увлекался биологией. Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь
Редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Г. Успенский) На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем. (К. Паустовский) Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек. (А. Чехов) Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении. На улице, помимо говора и смеха, слышалось тихое пение под гармонику. Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг.
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Какую конструкцию присоединяет союз или?
Они ушли в спортивный зал или на открытый корт. Нам долго пришлось объезжать балку или степной овраг. При рассматривании старинных картин ученый надевал особые очки или пользовался большой лупой в медной оправе. Исток или начало реки часто трудно найти. По сторонам ледника возвышались морены или ряды валунов и обломки скал. Письмо доставит мой брат или его товарищ. Изредка на балкон залетали воробьи или голуби.
– Работа в группах.
Составьте и запишите предложения, используя данные слова в качестве обособленных уточняющих дополнений, приложений, обстоятельств.
Группа I
За исключением младших школьников, кроме тебя, то есть наука о растениях, у самой воды.
Группа II
За исключением трех подруг, помимо уроков, особенно стихотворения Пушкина, на спортивной площадке.
Группа III
Кроме фруктовых деревьев, сверх намеченной программы, или гиппопотам, у самой воды.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 234 (письменно).
[2] – 505 (письменно).
– Выборочный диктант.
Выпишите из текста предложения с уточняющими членами, подчеркнув их.
СОЛЬ
Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные, и судьба соли очень интересна. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге Виа Солария, то есть по соленому пути. Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Солью расплачивались вместо монет.
Для человека соль жизненно необходима. Нехватка соли вызывала и народные волнения, так называемые соляные бунты. Из-за соли страны воевали друг с другом. Времена эти прошли. Сейчас соль добывают в нужном количестве, и запасы ее на земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах земли, и на ее поверхности. Например, гора Хориса-Мумык в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 метров над уровнем моря.
(Из книги “Энциклопедия – школьнику”)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 241 (письменно); [2] – 488 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– Какие предлоги входят в состав уточняющего обособленного дополнения?
– Какими словами могут присоединяться поясняющие члены предложения?