Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей
372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы?
1. Кто много читает, тот много знает. 2. Книга мала, а ума придала.
За что ценят книгу? Чему учит книга?
373. Прочитай. Выпиши слова, обозначающие те качества человека, которые ты хотел бы видеть у своих друзей.
Вспомни названия книг, которые ты читал. Назови два-три запомнившихся тебе произведения.
374. Прочитай. Почему литературу называют хранительницей нравственных (моральных) ценностей?
С художественной литературой человек знакомится в самом раннем детстве. Сначала родители читают нам сказки, стихотворения, рассказы. Подрастая, мы начинаем читать самостоятельно. Мы увлекаемся приключениями героев литературных произведений, вместе с ними путешествуем, радуемся, огорчаемся, любим, сердимся.
1 Нравственность (мораль) – нормы, определяющие поведение человека.
Литература
Художественные произведения живут столько, сколько живет человечество, и бережно хранят представления людей о нравственности.
Из журнала
375. Назови как можно больше рассказов и стихотворений русских авторов, которые ты читал самостоятельно. Какое произведение тебе больше всего понравилось? Чему научило? Выбери один из вариантов начала: Читая книгу (название книги, автор), я научился… Книга (автор, название) заставила меня задуматься о… Герои книги (название, автор) помогли мне понять…
Какие виды искусства, кроме литературы, могут научить человека чувствовать переживания другого?
376. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.
Б. Закончи предложение: Литература является хранительницей нравственных ценностей, потому что…
377. Прочитай притчу1. Подготовь ее пересказ. Письменно (два-три предложения) ответь на вопрос: чему научила меня эта история?
1 Притча – иносказательный рассказ поучительного содержания.
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
– Как же он будет учиться, если он слепой?
– Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, – объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался.
У слепого мальчика была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к нему и просили помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой ученик оставался в классе и читал. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул.
В этот момент слепой мальчик закричал:
– Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя увезли в больницу.
– Как ты узнал, что учителю плохо? – удивились дети.
– У него дрожал голос, он внезапно замолчал. Тогда я все понял.
– Разве ты видишь? – спросил один мальчик.
– Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антон, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
– Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? – изумился Антон.
– Меня книги научили чувствовать, – объяснил слепой мальчик. – Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: “Слеп человек без книги”.