49. Глаголы, выражающие побуждение к действию, приказ, просьбу. Читаем: составляем вопросы к тексту
393. Прочитайте слова. Обратите внимание, в какой форме стоит второй глагол каждой пары. Эта форма глагола выражает побуждение к действию. Запишите эти глаголы, запомните их и употребляйте правильно.
Бежать – беги (неправильно: “бежи”)
Вынуть – вынь
Класть – клади (неправильно: “ложи”, “ложь”)
Положить – положи (неправильно: “поклади”)
лечь – ляг (неправильно: “лягай”, “ляжь”)
Портить
394. Используя выделенные слова из предыдущего упражнения, вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы, обозначающие просьбу, совет. Предложения запишите, поставьте недостающие знаки препинания. Объясните их.
1. Мамочка я очень спешу и не успеваю поесть, … , пожалуйста, бутерброд мне в портфель. 2. Наташа… поскорее, а то опоздаешь в школу. 3. Сколько раз тебе Коля говорила: … вещи всегда на место – и не будешь никогда ничего искать. 4. Ты, наверное, Миша устал? … и отдохни, а потом примешься за уроки. 5. Помоги мне доченька готовить: я поставлю пирог в духовку, а ты…
Что вы знаете о правописании выделенных слов? Подберите и запишите еще несколько подобных слов.
395. Прочитайте и спишите пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл. Какие слова в пословицах используются для того, чтобы выразить побуждение к действию? Подчеркните их.
1. Поезжай на день, а бери хлеба на неделю. 2. Не клади плохо, не будешь охать.
Запомните! По-русски можно сказать езди, поезжай, но нельзя “едъ”, “ехай”.
396. Прочитайте продолжение сказки об Иване-царевиче (читайте поочередно по одному абзацу).
С тех пор жар-птица в сад не летела, и царь начал и есть, и пить, и спать. Но он любовался на перышко, думал да думал
О жар-птице и надумал послать сыновей за нею.
Позвал он их к себе и сказал:
– Вот что, сынки мои милые! Взнуздали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, отыскали бы жар-птицу да привезли бы ее ко мне, а то она опять затеет к нам летать да яблоки красть.
Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу собрались, оседлали своих добрых коней, надели доспехи богатырские и выехали в чисто поле искать жар-птицу, а Ивана-царевича царь по младости его от себя не отпустил. Стал слезно упрашивать его Иван-царевич и умолил наконец. Садится он на богатырского коня и едет. Долго ли, коротко ли, – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, – наконец доехал он до росстани1, а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано: “Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив”.
Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решиться ехать, наконец поехал в правую сторону, чтобы самому живым остаться. Ехал он день, ехал другой и третий и приехал к дремучему лесу. На дворе стало темно – вдруг выскочил из-за кустов большой серый волк и бросился на коня Ивана-царевича. Не успел царевич и за меч схватиться, как волк нещадно разорвал коня надвое и снова исчез в кустах.
1 Росстань – перекресток, разветвление дорог.
Иван Билибин. Иллюстрация к “Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке”
Запечалился Иван-царевич: как ему быть без доброго коня, – и пошел пешком. Шел день, и другой, и третий, стал его голод одолевать. Устал он до смерти и присел на пенышек отдохнуть.
Вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает серый волк и говорит ему:
– Что ты пригорюнился, Иван-царевич?
Что ты голову повесил?
– Как же мне не горевать, серый волк?
Куда же я доеду без доброго коня?
– Сам ты выбрал эту дорогу. Но мне тебя жаль. Расскажи, куда ты едешь, куда путь держишь.
– Послал меня царь-батюшка добыть ему жар-птицу, что крала у нас золотые яблоки.
– Да тебе на твоем добром коне во веки веков не доскакать бы до жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Садись-ка лучше на меня да держись крепче. Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой правдой.
Сел Иван-царевич на серого волка. Как помчится волк что есть духу! Долы и горы промеж ног пускает, хвостом след заметает. Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене. Волк остановился и говорит:
– Ну, Иван-царевич, перелезь через эту стену. Тут за стеной сад, а в том саду жар-птица в золотой клетке. Часовые все спят, ты жар-птицу возьми, а золотую клетку смотри не трогай, а то беда будет.
Выслушал Иван-царевич серого волка, перелез через каменную стену, спустился в сад и увидел жар-птицу в золотой клетке. Вынул птицу из клетки и пошел было назад, да потом и раздумался: “Зачем я взял жар-птицу без клетки, что я, ее за пазухой повезу? Да и клеточка-то дорогая, вся алмазами усыпана”. Забыл он, что говорил ему серый волк, воротился – и только схватился за золотую клетку, как вдруг пошел стук и звон по всему саду. От клетки той проведены были потайные струны со всякими бубенчиками и погремушками.
Найдите в толковом словаре слово нещадный и выясните его значение. Назовите другие слова, которые не употребляются без не.
Это интересно!
Этимология (наука о происхождении слов) рассказывает, что многие слова, не употребляющиеся теперь без не, в старину использовались без этой бывшей приставки. Вот только несколько орфографических историй:
Неряха (ряха – “щеголиха”; ср. наряжаться, наряд);
Неприязнь (приязнь – “дружба”);
Ненастье (настье – “ведро, хорошая погода”);
Ненароком (нароком – “нарочно, намеренно”);
Недуг (дуг – “сила, здоровье”);
Нелепый (лепый – “красивый, хороший”; ср. великолепный);
Негодовать (годовати – “позволять, быть довольным”);
Невзгода (взгода – “милость, мир”);
Неимоверно (имоверно – “вероятно, правдоподобно”);
Ненавидеть (навидеть – “охотно смотреть”);
Неистовый (истовый – “верный истине”);
Нерадивый (радивый – “старательный, усердный”);
Несуразный (суразный – “складный, видный”);
Несусветный (сусветный – “обычный, повсеместный”);
Неурядица (урядица – “порядок, устройство”);
Нещадный (щадный – “милосердный, щадящий”);
Неуклюжий (уклюжий – “красивый, статный, пригожий”);
Нельзя (льзя – “можно”).
397. Поработайте в парах. Пусть один из вас придумывает и задает вопрос по прочитанному отрывку сказки (упр. 396), а другой коротко отвечает. После этого поменяйтесь ролями.
Старайтесь спрашивать не только о содержании, но и о том, как ваш собеседник представил ту или иную картину, как он отнесся к тому или иному событию.
Запишите один из вопросов и ответ на него.
398. Просмотрите прочитанный отрывок сказки (упр. 396), найдите в нем глаголы на – ешь, – ишь, а также глаголы, выражающие побуждение к действию.
Выпишите два предложения с глаголами в этих формах, объясните их написание.
399. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите эти слова в тексте сказки (упр. 396), а также в списке для запоминания; проверьте написанное.
Б..г..тырские, кам..(н, нн)ый, стол(б, п), прям.., ..ттуда, на(д, т)пись, решиться, др..мучему, снов.., ..ткуда н.. в..зьмись, держ..ш(?), л..теть, последний, ..разу, и..ти, мн..го, скор.., стор..на, извес(?)ный, веч..р, пр..гласить, н..чего, пост..пенно, зам..ч..тельный, пр..зрач(?)ный, п..разител(?)ный.