I СЕМЕСТР
УРОК 10
Тема. Мы считаем. Игра “Что и сколько у меня в пенале”. Отдельные грамматические формы предлогов (без терминов): у, в, к, от
Цель: познакомить учащихся с названиями чисел первого десятка; развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
– Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать тему нашего урока.
Проживают
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете! (Цифры)
– Вы догадались, что это за “братишки”?
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Знакомство с названиями чисел
Комментарий: учащиеся проговаривают названия чисел 1 – 10, 10 – 1 сначала на украинском, а потом – на русском языке.
2. Игра “Назови число”
Комментарий: учитель показывает карточку с цифрой, учащиеся произносят название этого числа на русском языке.
3. Дидактическая игра “Веселая математика”
– – Сколько бубликов
Положил ты, петушок?
– Два, но дедушке дадим,
И останется… (1).
– Ранним утром солнце всходит.
Сколько солнц над полем бродит? (1)
– Вечером встает луна,
Сколько в небе лун? (1)
– Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?(2)
– Стоит горка крутая,
На ней тыква большая,
А пониже тоже,
Три тыквы помоложе.
Сколько тыкв всего у нас. (4)
– Пятеро гусят у реки стоят.
Трое серых. Сколько белых? (2)
– У куклы пять нарядных платьев.
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для куклы шерсть.
Свяжу, и платьев будет… (6).
– Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: “И я хочу!”
Сколько их пришло к ручью? (9)
4. Разучивание стихотворения
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседке синица:
“Стать самой скрипучей сорока стремится!”
– Что интересного в этом стихотворении? (Все слова начинаются с буквы “с”.)
5. дидактическая игра “назови и запомни”
– Восемь – у дороги,
Девять – на лугу.
– Что ты, Дождь, считаешь,
Может, помогу?
– Две, под старой елью,
Возле стога шесть.
– Что ты, Дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
– Тороплюсь ромашки
Все пересчитать,
Десять – на опушке,
Под осиной – пять.
Ну как просчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды!
– Названия каких чисел прозвучали в стихотворении?
6. Работа с пословицами
– Как вы понимаете пословицы?
– Один в поле не воин.
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Семь раз отмерь, один – отрежь.
7. Физкультминутка (по выбору учителя)
8. Работа со скороговоркой
Шесть мышат в камышах шуршат.
– Какой звук повторяется?
IV. Закрепление изученного материала
1. Разгадывание ребусов
По2л (подвал)
(восемь)
ВиЗна (витрина)
40а (сорока)
СЗж (стриж)
100л (стол)
2. Дидактическая игра “не пропусти”
– Послушайте стихотворение. Постарайтесь распознать слова – названия чисел. Как только услышите такое слово, хлопайте в ладоши.
Пошел Сережа в первый класс,
С Сережей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
– Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь – на пари! –
Я доказать смогу всегда,
Что их не два, а три?
Считаем вместе: вот один,
А вот и два,- закончил сын,-
Как раз и будет три!
– Вот молодец! – сказал отец.-
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
– Можно ли назвать стихотворение шуточным? Почему вы так думаете?
V. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– С какими словами познакомились?