Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

II СЕМЕСТР

УРОК 67

Тема. Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

Цель: совершенствовать у учащихся навыки употребления грамматических структур в устной речи на уровне словосочетания, предложения; развивать память, логическое мышление; расширять знания детей о смене времен года, дня и ночи и т. д.; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет В. Даля; иллюстрации

с изображением времен года.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа над чистотой речи

1) Чистоговорка

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

2) Скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит.

2. Игра “Что ты запомнил”

Комментарий: учитель

читает предложения, а учащиеся схематически записывают его. Потом по схеме читают вслух. Один учащийся работает у доски. Проверка – взаимопроверка.

У Алеши был ежик.  Закрепление изученного материала. Слушание понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

Он жил в комнате.  Закрепление изученного материала. Слушание понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

Друзья любили вместе играть.  Закрепление изученного материала. Слушание понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы прослушали замечательную сказку В. И. Даля “Старик – годовик”. Будем отвечать на вопросы, которые поставит перед нами автор. Проверим, кто будет на уроке самым внимательным.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Владимир Иванович Даль составил самый большой словарь русского языка. Назывался он “Толковый словарь русского языка”. Владимир Иванович жил 200 лет назад и был человеком очень увлекающимся. Он любил собирать. Как вы думаете, что можно собирать? (Ответы детей.) А любил он собирать слова. 53 года своей жизни Даль собирал слова, а еще – пословицы, поговорки, сказки и загадки. Существуют целые сборники сказок, которые обработал и пересказал В. И. Даль. С одной из таких сказок мы сегодня познакомимся. Узнаем, чему учит эта сказка, что таит в себе.

V. Работа по теме урока

1. Чтение сказки В. И. Даля “Старик-годовик” учителем

СТАРИК-ГОДОВИК

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

В. И. Даль

– Понравилась ли вам сказка В. И. Даля?

2. Работа по содержанию сказки

– О каких первых трех птицах идет речь? Почему повеяло холодом? (Зима – декабрь, январь, февраль)

– Когда второй раз махнул рукавом старик, что вылетело из его рукава? (Весна и три весенние месяца: март, апрель, май.)

– Какие изменения произошли в весенней природе? (Стал таять снег, показались цветы.)

– Когда старик махнул третий раз, что произошло в природе? (Стало жарко, душно, знойно.)

– Чем стали заниматься люди? (Жать рожь.)

– О каком времени года идет речь? (О лете)

– Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август)

– А что же произошло, когда старик-годовик в четвертый раз махнул рукавом? (Подул холодный ветер, посыпался дождь, залегли туманы.)

– Описание какого времени года вы узнали? (Осени)

– Назовите осенние месяцы.

– По сколько крыльев было у каждый птицы? (По четыре)

– А перьев в каждом крыле? (По семь)

– Что же это за четыре крыла, как вы думаете? (Количество недель в каждом месяце.)

– А что за семь перьев? (Количество дней в неделе.)

– Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели)

– А что же это за перья, каждое – со своим именем? (Дни недели)

– Почему одна половина перышка черная, а другая – белая? (День и ночь)

– Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,-

Спать немедленно зовет. (День и ночь)

– Как вы думаете, почему сказка называется “Старик-годовик”? (Времена года, месяцы, недели, дни составляют год. Годовик – от слова “год”.)

– На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Год)

VI. Итог урока

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились и ответили на все вопросы. Вот вам последняя загадка.

Ежегодно приходит к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

– Мы сегодня вспомнили о временах года, о названиях месяцев и дней недели, о количестве недель в каждом месяце. И помогла нам в этом сказка “Старик-годовик”, которую рассказал… (В. И. Даль).




Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)