Раздел 3. НАТЮРМОРТ
20. НАТЮРМОРТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ
По своему назначению натюрморты могут быть как учебные, так и творческие, хотя одно не исключает другое. Рисуя учебный натюрморт, ученику приходится решать и творческие задачи – от композиции до завершения рисунка.
Творчество в работе над натюрмортом начинается с выбора темы, замысла будущего произведения. Мы сами размещаем выбранные предметы: мы передвигаем их, меняем местами, заменяем один другим, пока не получится то, что нам кажется совершенным. Рисуя эти вещи, мы стараемся передать
Глядя на произведения старых и современных мастеров натюрморта, можно заметить важную закономерность: все вещи, изображенные на натюрморте, объединены общим содержанием, темой. Подбор вещей – не случайность. Каждая вещь по смыслу должна дополнять другие, как голос в хоре. Если, например, к столовому ножу и буханке хлеба добавить веник, то станет понятно, что он здесь ни к чему. А вот к ведру, табурету и тряпке он будет логическим дополнением.
Мы должны тщательно отбирать предметы, чтобы они соотносились по размеру и цвету. Маленькие
Ян Давиде де Хем. Натюрморт с черепом
Количество предметов должно быть ограничено, чтобы натюрморт не был переполнен чем-то лишним. Вещи иногда заслоняют друг друга, что мешает выразить замысел. Иногда наоборот, размещенные слишком далеко, они кажутся будто случайно рассыпанными.
Реализовать замысел художника должно помочь также освещение.
Нужно выбирать такое освещение, при котором предметы выглядели бы выразительно. В общем, прежде чем изображать какой-нибудь натюрморт, необходимо решить, что мы с его помощью хотим передать, какую страницу разнообразия жизни отобразить, какие вещи станут”актерами” нашего рассказа, поскольку через них художник воссоздает среду, показывает вкусы, профессию и даже характер людей, которым эти вещи принадлежали.
Виллем де Портер. Натюрморт с оружием и флагами
Е. Вилкова. Натюрморт со свечой и старой иконой
А. Михайлов. Натюрморт с глобусом
1. Рассмотрите натюрморты на с. 112-114. Какая цветовая гамма преобладает? Какое настроение они передают? Какое название вы бы им дали? О чем рассказывают вещи на этих натюрмортах?
2. Можно ли отнести к тематическому ваш любимый натюрморт?
Ученическая работа. Лето (гуашь)
Ученическая работа. В селе (карандаш)
Ученическая работа. Искусство (акварель)
Ученическая работа. Утро (акварель)
Подберите тему будущего натюрморта. Какие предметы вы выберете для раскрытия темы? Что каждый из предметов будет символизировать? Какой колорит лучше подчеркнет тему натюрморта?
План работы:
– На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.
– Сравните пропорции разных частей изображения каждой в отдельности: длину к высоте и ширине. Исправьте ошибки.
– Подготовьте рисунок к работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.
– На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона.
– Сравните и попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей натюрморта.
– Определите, какая поверхность, часть натюрморта освещена наиболее ярко и как окрашен фон рядом.
– Как меняется оттенок цвета в тени и на освещенной поверхности? Где самая темная часть натюрморта?
– Пронаблюдайте, какая разница полутоновых соотношений на разных поверхностях.
– Где создается самый большой контраст?
– В конце работы посмотрите на результат в целом – нет ли каких-либо деталей, которые бы мешали восприятию работы на небольшом расстоянии. Для этого отойдите на пару шагов и посмотрите на работу издали. Слишком светлые участки пригасите, слишком темные немного осветлите, если увидите, что в ходе работы искривились пропорции, – исправьте.
Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с фарфоровым кувшином
Шарлей Жан Батист Симеон (1699-1779) – французский художник. Круг тем Шардена – бытовые сцены и натюрморты, а также портреты (в основном автопортреты). Картины мастера воссоздают спокойную будничную жизнь, лишенную внешнего лоска, но преисполненную маленьких радостей (“Молитва перед обедом”, “Карточный домик”, “Возвращение с рынка”, “Мальчик с юлой”). Его натюрморты часто состоят из обычных предметов – фруктов и кухонной утвари, в которых мастер, однако, находит красоту и даже таинственность (“Корзина с персиками”, “Десерт (Бриош)”, “Медный бак”). Своеобразное исключение – “Натюрморт с атрибутами искусства”.
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ
КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА
И об одном предмете можно “рассказать” по-разному: изобразить его крупно на переднем плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Все зависит от замысла художника.
Даже на одинаковом формате листа впечатление от натюрмортов возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта, в том случае, когда он создан с использованием симметрии, вызывает ощущение постоянства, равновесия, покоя. Асимметрическое или диагональное размещение предметов передает движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.
Не следует думать, что предметы в натюрморте нужно обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть случайно, например, яблоки рассыпались красиво на столе. Надо учиться видеть красоту обычных вещей, развивать свое композиционное мышление.
В композиции натюрморта старайтесь научиться видеть общую форму группы предметов, ансамбль форм, а незначительность каждой формы отдельно. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, достичь его целостности.
Схемы из книги Сокольниковой Н. М. “Изобразительное искусство. Основы композиции”.
МАСТЕР-КЛАСС
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ
Рисуя с натуры, необходимо руководствоваться следующими правилами.
1. Лист бумаги должен размещаться перпендикулярно к лучу зрения. Нельзя во время работы поворачивать лист бумаги.
2. Начинать рисовать нужно легкими, едва заметными линиями.
3. В процессе работы необходимо идти от общего к частному, от большой формы к деталям, а в конце работы возвращаться снова к общему, подчиняя детали целому.
4. Все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а обнаруженные ошибки исправлять немедленно.
5. Весь рисунок выполняется одновременно. Нельзя заканчивать его частями.
6. Во время работы надо все время сравнивать предметы между собой по размеру и освещенности, находить и строить пропорциональные соотношения в рисунке. Нельзя сравнивать по отдельности какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с соответствующими на рисунке.
7. Изображая натуру, надо думать о сущности рисунка: точности пропорций, конструкции, о перспективном построении, выявлении главного и характерного.
8. Целостность тональных отношений в рисунке доводится на последней стадии – обобщением.
Кратко напомним черты, определяющие целостность изображения:
А) точность перспективного построения;
Б) тщательная проработка и четкость переднего плана;
В) постепенное ослабление степени освещенности с удалением формы в глубину рисунка;
Г) значительная проработанность поверхности на переднем плане и обобщенность затененных поверхностей;
Д) выдержанность тональных соотношений в изображении.
9. Во время рисования с натуры следует подчеркнуть роль художественных материалов. Не все можно изображать первым попавшимся материалом. У каждого материала могут быть особенные эстетические особенности (не менее важные, чем его прикладные полезные качества). Например, подготовка рисунка для фрески обычно выполняется углем, но не карандашом. Эскизы для линогравюры делают в основном тушью, чтобы приблизиться к материалу, в котором будет реализован замысел. Эстетические качества материала состоят в способности того или иного материала как-либо влиять на наши чувства. Художник в своем творчестве обращается к тому материалу, который лучше способствует реализации художественного замысла. Это касается как скульптуры, так и живописи или графики.
Этапы работы над рисунком
В. Дроницин. Натюрморт со скрипкой. Фото