ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 50
Тема. Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при согласованном определении
Цель: ознакомить учащихся с материалом об обособленных согласованных определениях, способах их выражения, средствах выделения в устной речи и на письме; сформировать умения читать тексты, правильно интонируя обособленные члены предложения, составлять предложения с обособленными определениями; развивать навыки работы в парах; прививать интерес к изучению украинской культуры.
Оборудование:
ХОД УРОКА
Земледельцы охотнее смотрят на те колосья, которые к земле клонятся, нежели на те, которые вверх торчат.
Плутарх
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа урока, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель делает выборочную проверку тетрадей.)
1) Сообщение по теме “Обособленные члены предложения в русском и украинском языках”.
2) Работа у доски.
(Один ученик записывает на доске предложения с
2. Беседа.
1) Что такое обособление?
2) Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?
3) Почему главные члены предложения не обособляются?
4) Какова функция обособленных членов предложения?
5) Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа в парах.
(Задания – на партах у всех учеников.)
– Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите определения. Установите их место по отношению к определяемому слову.
Чем они выражены? Объясните постановку знаков препинания. Определите их стилистическую роль. Переставьте определения. Что при этом изменится? (Смысловая значимость, выразительность.)
Много былей я знаю, веселых и грустных,
О хлебах, испеченных на листьях капустных,
О замешанных круто духмяных опарах,
О колосьях, наполненных солнечным жаром.
О зерне крутобоком в пыльце желтоватой,
Что лежит на ладони, сухой и щербатой;
О ладони, что стала от стужи лиловой,
И о стуже степной, по-январски суровой.
(Н. Полякова)
2. Объяснение учителя с использованием таблиц или схем.
Обособленные определения и приложения выделяются запятыми с одной или с двух сторон (внутри предложения), если
– относятся к личному местоимению;
– стоят после определяемого имени существительного;
– стоят перед именем существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное).
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Творческое задание.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
– Переведите с украинского языка на русский данные словосочетания и запишите их. Полученные словосочетания распространите зависимыми словами и составьте предложения так, чтобы в одном случае причастный оборот был необособленным, а в другом – обособленным. Объясните расстановку знаков препинания.
Виплекане колосся, прославлена праця, очікуваний подарунок, свіжоспечена паляниця, оспівана нива, освітлене обличчя.
2. Контрольное списывание.
Начальный и средний уровни
– Запишите текст, подчеркните обособленные члены предложения. Укажите, к каким членам предложения относятся обособленные члены.
Достаточный и высокий уровни
– Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. (Какие знаки препинания пропустить, определяет учитель.) Укажите, к каким членам предложения относятся обособленные члены.
Битва за хлеб
Хлеб – солдат в дни войны; он искусный пропагандист, политик и дипломат в дни мира. Хлеб – это рука друга, протянутая голодающему или пострадавшему от стихийных бедствий соседу. Не потому ли, кроме всех прочих войн, больших и малых, долгих и коротких, локальных и мировых, есть еще одна война, или, точнее сказать, еще одна битва, продолжающаяся из века в век. Это битва за хлеб, ибо она означает в конечном счете битву за жизнь на земле. (По М. Алексееву)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Распространить словосочетания. Составить с ними предложения так, чтобы полученные словосочетания стали обособленными определениями.
Горящий костер, описанное происшествие, посаженные цветы, созревший колос, натруженные руки, рассказанная история. Задание высокого уровня (индивидуальное задание) Подготовить текст объяснительного диктанта с предложениями, в которых есть обособленные определения (6 предложений).