3. ЗВУКИ И БУКВЫ
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКА [й]
70
1. Прочитай сначала первые слова в парах, потом вторые.
Найди звук, который “спрятался” во вторых словах пар. За какими буквами он притаился?
2. Раздели слова сначала на слоги, потом для переноса. Где оказалась буква й при переносе слова?
3. Какое слово нельзя разделить? Почему?
Звук [й] может передаваться на письме буквами й, е, е, ю, я.
71
1. Прослушай текст, который прочитает учитель. Ответь на вопросы.
Ласточка Береговушка добиралась
Береговушка обрадовалась, спрашивает у птич..ки:
– Скаж..те, п..жалу..ста, как мне побыстрее домой попасть?
– А ты ч..я? – опрашивает птич..ка.
– Не знаю, – отвечает Береговушка.
– Трудно же будет тебе свой дом разыскать! – говорит желтая птич. жа. – Скоро солнце закатится, темно станет и ты можешь заблудиться. Оставайся-ка лучше у меня н..чевать. Меня зовут Зуек. Адом у меня вот тут – рядом. Пойдем.
По В. Вианки
–
2. Спиши слова с пропущенными буквами. Вставь, где нужно, буквы. Объясни орфограммы.
3. Расскажи, как обозначается звук [й] в выделенных словах. Каковы особенности звука [й)?
В русском языке в отличие от украинского сочетание звуков [йо] передается буквой е. Но есть несколько слов, которые начинаются с сочетания букв йо, их нужно запомнить: йод, йогурт, йог, йот (название звука й).
72
1. Прочитай текст. Ответь на вопрос.
Йод – волшебное средство. Он находится в растворе, которым смазывают раны. Вр..чи советуют добавлять в пищ.. йодированную соль. Йод содержится и в морской в..де.
– Знаешь ли ты, в каких продуктах есть йод?
2. Озаглавь и спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Запомни написание йо в выделенных словах.
73
1. Подготовься к написанию словарного диктанта. Сверь написание слов по словарю в конце учебника.
Р..сунок, в..рона, ласт..ч..ка, здра..ствуй, ч..я, м..две..ь, за..ц, Рос..ия, обе.. , д..ревня, варе..ки, учебн..к.
2. В каких словах спрятался звук [й]? Спиши эти слова. Подчеркни букву, обозначающую два звука.