РЕЧЬ
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
– Общение и речь
– Текст
– Типы и стили речи
С. Жуковский. Старая усадьба (фрагмент)
ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ
§ 44. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте научный текст. Выделите в нем основную мысль – тезис, который раскрывается.
Назовите аргументы, которые приводятся для доказательства тезиса.
– Речь – необходимое условие
Речь удовлетворяет потребность человека в общении. Человек не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями.
Речь используется в процессе совместной трудовой и учебной деятельности для планирования работы, ее выполнения, проверки и оценки результатов.
Речь нужна и для познавательной деятельности человека. Благодаря речи человек приобретает, усваивает знания и передает их.
Речь – средство формирования взглядов, норм поведения, вкусов. С помощью речи можно повлиять на убеждения людей, изменить их
293. Рассмотрите схему “Основные цели общения”. Приведите примеры речевых ситуаций, в которых реализуется одна или несколько названных целей.
294. I. Прочитайте отрывки из русских народных сказок. Вспомните их названия. В отрывках представлены определенные ситуации общения. Опишите их, вычленив составляющие ситуации общения (кто, кому, что, когда, где, почему, с какой целью).
1. В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
– Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
– Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
– Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сама не знает куда.. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
– Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
– Возьми меня замуж!
– Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
– Бери, знать судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
Я Билибин. Иллюстрация к сказке “Царевна-лягушка”
2. У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:
– Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
– Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
– Ты всему голова, тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне:
– Тебе, – говорит, – дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок. Потом отрезал лапки и подает сыновьям:
– Вам, – говорит, – ножки – топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья:
– Вы, – говорит, – скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
II. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните, расписав на составляющие каждую из ситуаций общения, описанных в первом тексте.
Собеседники, Партнеры | Внешние Обстоятельства | Внутренние Обстоятельства | ||||
Кто? | Кому? | Что? | Где? | Когда? | Почему? | Зачем? |
III. Ответьте на вопросы.
1. Как, описывая ситуацию общения, называют собеседников?
2. Что относят к внешним обстоятельствам общения?
3. Что относят к внутренним обстоятельствам общения?
295. I. Прочитайте отрывок из рассказа “Первая любовь”. Назовите действующих лиц. Вычлените составляющие ситуации общения, описанной в отрывке (кто, кому, что, когда, где, почему, с какой целью).
– Митя!
– Митька!
– Дмитрий Алексеевич!
– Бледнолицая собака!
– Да вставай же ты, наконец!
Я уже проснулся, но старался показать, что страшно разоспался и не понимаю, в чем дело. Натягивая всеми силами на голову одеяло, которое тащили с меня Петя и Лева, я только мычал и брыкал ногами. Но они не унимались и, спрыгнув с подоконника, на котором сидели (влезли из сада в окно), остановились около кровати.
– Вот какой ты! – пробормотал в нерешительности Петя. – Что с ним делать? Мы пропустим зарю…
– Уйдем, – своим обыкновенным, резким и отрывистым тоном сказал Лева. – Он не товарищ, а баба, старый околелый лось! Влепим по кулаку и уйдем!
– Я, брат, так влеплю, что ты… умрешь! – неожиданно крикнул я, приподнимаясь и взмахивая кулаком так, как будто в нем что-нибудь было. В эту минуту мне казалось, что я необыкновенно грозен и дик.
Но Петя и Лева, к удивлению моему, разразились самым добродушнейшим хохотом и протянули мне руки.
Я, немного сконфуженный, пожал их…
(И. Бунин)
II. Будил ли вас кто-нибудь и когда-нибудь? А вы кого-нибудь? Вспомните какой-либо необычный случай. Опишите ситуацию общения, когда вас кто-нибудь будил или вы кого-нибудь будили.
296. I. Прочитайте басню. Опишите ситуацию общения, о которой идет речь. Сформулируйте три-четыре вопроса по содержанию басни.
Коты и мыши
Кот Тимофей – открытая душа –
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья…
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
“Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался…
Уж ты меня, дружище, извини!”
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но… подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
“Вот так, брат, и живем… – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!”
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А эдаких котов, не ловящих мышей, –
Из кладовых пора бы гнать взашей!
(С. Михалков)
II. Определите тему и основную мысль басни. Подготовьте ее выразительное чтение.
III. Составьте диалог, который мог бы произойти на дне рождения одного из ваших друзей во время вручения подарка.
IV. Что, по вашему мнению, можно подарить однокласснику на день рождения? Каким должен быть подарок? Как нужно выбирать подарок на день рождения другу?