РЕЧЬ
ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ
§ 61. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ОБЪЯВЛЕНИЕ
– Официально-деловой стиль – это один из книжных стилей речи, основная задача которого – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение; дать точные указания, рекомендации.
Официально-деловой стиль используют в различных деловых бумагах (в объявлениях, заявлениях, расписках, справках и др.), инструкциях, законодательных документах.
Деловые бумаги пишутся по определенной форме, и для них характерны четкая структура, использование полных
Официально-деловому стилю присущи стилистическая строгость, объективность и безличность изложения.
369. I. Прослушайте статью из международного документа “Конвенция о правах ребенка”.
Государства… признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному,
II. Опираясь на теоретические сведения, данные выше, докажите, что этот текст написан в деловом стиле.
III. Найдите в словаре иностранных слов и запишите значение слов конвенция, эксплуатировать. Составьте с этими словами предложения.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Зарождение официально-деловой речи начинается с X в., с эпохи Киевской Руси. Деловые тексты появляются, как только I зарождаются государственно-правовые отношения. Первоначально это I были тексты духовных грамот – завещаний, договорных грамот – межгосударственных соглашений. Самый ранний свод законов, важнейший памятник древнерусского права – “Русская правда” (XII в.).
370. I. Прочитайте тексты. Определите, какой из них написан в деловом стиле. Свое суждение обоснуйте.
1. Наводнения в российском городе Санкт-Петербурге случались не раз. Долгое время полагали, что виной всему ветер, который нагоняет в реку морские воды. Однако оказалось, что первопричина – циклоны, проходящие над Балтийским морем. В центре циклона давление ниже, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды на большой площади и переносит их за собой. Когда циклон ослабевает, вода растекается в стороны со скоростью 50-60 километров в час. При попутном ветре высота подъема воды в Неве может достичь 5 метров. 2. Штормовое предупреждение.
К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможной эвакуации.
II. Запишите цифры, встречающиеся в текстах, словами. Сделайте морфологический разбор одного имени числительного.
371. I. Прочитайте веселую песенку Э. Успенского про объявления.
Известно, объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления:
Что? Где? Когда? И почему?
Зачем? И для кого?
” Нужна детсаду прачка,
Звоните в детский сад “,
“Потеряна собачка
По кличке Мармелад “.
“Сдается дача летняя
С козой и гаражом”.
” В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом”…
Наборщик в типографии
Вдруг выронил набор…
Смешались в объявлениях
Слова и предложения,
И в этих “Где?”, “Когда?”,
“Зачем?”
Произошел сыр-бор.
” Нужна детсаду прачка
С телегою на склад”…
” Сдается дача летняя
И грузчик с гаражом”.
” В театре будет лекция:
Коза за рубежом”…
II. Назовите три главных вопроса, на которые отвечают объявления. О чем люди пишут в объявлениях? Почему вторая часть песенки вызывает смех или удивление?
372. Прочитайте текст объявления. Определите, как он построен, выделив основные части: к кому обращаются, что сообщают, кто обращается. Можно ли что-то опустить в этом объявлении?
Дорогие ребята!
В школе начинает работать кружок русского языка для учащихся 5-6-х классов – “Культура речи”. Первое занятие состоится 14 сентября в 14.30 в кабинете русского языка.
12 сентября 2014 г. Руководитель кружка Сергеев А. В.
373. Используя предыдущий текст как образец, составьте объявление о проведении утренника “В мире сказок” для учащихся младших классов. Запомните, что в объявлении называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают дату и от чьего имени оно дается.
374. I. Найдите в одной из газет, которую читают у вас в семье, сообщение о каком-либо событии, данное в официально-деловом стиле. Выпишите его.
II. Определите структурные части выписанного сообщения. Можно ли назвать его объявлением? Обоснуйте свой ответ.
III. Укажите адресата речи выписанного сообщения.