ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
§ 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена? Есть ли в тексте предложение, в котором эта мысль непосредственно сформулирована?
Пока живет человек, будет жить и сказка. А почему?
Прежде всего потому, что сказка – это наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость, это мечта человека о прекрасном, о покорении сил природы, о совершенстве человеческих отношений. Такие мечты человека не могут умереть.
Через
Сказки не только не умирают. Они рождаются непрерывно. И нет такой сказки, которая не оказалась бы через некоторое количество лет былью.
(По К. Паустовскому)
II. Определите тип речи. Назовите структурные части текста: тезис, доказательство и вывод.
III. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Объясните их правописание.
376. I. Прочитайте стихотворение В. Рождественского. Выпишите существительные вместе с прилагательными. Определите их морфологические
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется – в шуме березы
Есть что-то от русской души.
II. Укажите прилагательные в сравнительной степени, графически обозначьте их образование.
III. Выразительно прочитайте стихотворение, соблюдая орфоэпические нормы.
377. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.
К полудню вся картина как бы замерла в неподвижном знойном воздухе. Воздух, казалось, был так горяч, как горячий сипящий пар.
Замер (светло) стальной Днепр, оцепенели пейзажи, далекие деревушки и тополя, (бледно) синеватые силуэты гор за неширокими берегами.
Палуба была пуста. И только заунывно и странно долетал до нее с носа как бы отдаленный, долгий и монотонный возглас матроса, измеряющего глубину реки.
(И. Бунин)
II. Выпишите сложные прилагательные, объясните их правописание.
III. Укажите краткие прилагательные. Какова их роль в тексте?
379. I. Прочитайте текст. Укажите синонимы. Определите, какое слово в синонимическом ряду является общеупотребительным, а какие – диалектными.
И кувшин, и горлач, и крынка – русские слова. Они имеются во всех словарях, они вполне понятны, и ими пользуются миллионы людей.
Исключение составляет, может быть, лишь слово горлач – слово областное: распространено оно не всюду, а лишь в некоторых местах. Но обозначает оно то же, что и крынка.
Крынка – это высокий округлый сосуд, но без ручки.
Кувшин отличается от крынки хотя бы тем, что он всегда бывает с ручкой.
(М. Исаковский)
II. Вспомните, с какими разделами науки о языке вы познакомились в этом учебном году. В каком разделе изучаются синонимы, антонимы, диалектные слова? Докажите, что выделенные слова в тексте относятся к указанному вами разделу науки о языке.
Е. Белокур. Натюрморт с колосками и кувшином
III. Рассмотрите репродукцию картины украинской художницы Е. Белокур. Расскажите, что изображено на картине. Высказывание какого типа речи у вас получилось?
380. I. Спишите текст, раскрывая скобки и записывая цифры словами.
Часы-великаны
На 18 этаже Московского университета имени Михаила Ломоносова установлены огромные часы. Диаметр циферблата этих часов равен 8 (метры) 74 (сантиметры). Площадь циферблата равна 60 (квадратные метры).
На сооружение механизмов, стрелок и 4 (циферблаты) потребовалось около 25 (тонны) металла. Одни только циферблаты и каркасы к ним весят более 20 (тонны). Днем и ночью на очень большом расстоянии видны стальные стрелки.
(По П. Федорову)
II. Определите грамматические признаки числительных. Какова их роль в данном тексте?
III. Объясните правописание выделенных слов и сделайте их морфологический разбор.
381. I. Спишите текст. Поставьте слова, данные в скобках, в нужном падеже.
Утро в стране моего детства
До (река) недалеко. К (она) ведет тропинка. Я подходил к (река), когда не разглядеть и поплавка на (вода), едва-едва начинающей вбирать в (себе) легкое просветление неба.
А уже через час алые облака плыли по (небо) с (торжественность) лебедей. Алые облака плыли и по реке. Белые светлые цветы водяных (лилии) были как розы в (свет) горячего (утро). Было впечатление, что я попал в (чудесная страна), где все яснее, красивее, четче, точь-в-точь как бывает в (чудесные страны).
(По В. Солоухину)
II. Укажите местоимения. Какова их роль в тексте? Подчеркните прилагательные, укажите их разряд по значению.
III. Сделайте синтаксический разбор первого предложения из второго абзаца текста, морфологический разбор одного местоимения из текста.
382. I. Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы: какое настроение вызывают у вас эти поэтические строки? Какие части речи помогли его создать?
Приглашение на дачу
Итак, приезжайте к нам завтра, не позже,
У нас васильки собирать.
Сегодня прошел замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.
Не будьте ленивы. Не будьте упрямы.
Пораньше проснитесь, не мешкая, встаньте.
В кокетливых шляпках, как модные дамы,
В лесу мухоморы стоят на пуанте.
Вам будет на сцене лесного театра
Вся наша программа показана разом:
Чудесный денек приготовлен назавтра,
И гром обеспечен, и дождик заказал!
(Д. Кудрин)
II. Объясните значение выражений серебряный гвоздик с алмазною шляпкой, мухоморы стоят на пуанте.
III. Укажите, какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использовал автор.
IV. Спишите понравившийся отрывок и выучите наизусть.
В. Жданов. На даче
Дорогие ребята!
Вот и закончился учебный год. Но наше путешествие в мир русского языка продолжается. Хороших вам летних каникул! Набирайтесь сил, будьте наблюдательны, вслушивайтесь в речь ваших новых знакомых, следите за своей речью, чтобы не растерять того, что вы приобрели во время занятий в этом учебном году.
До встречи первого сентября!
Авторы