ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте слова, данные в двух столбиках. Определите, какими частями речи они являются. Сопоставьте их написание. Сделайте вывод. Сверьте правильность своего суждения с правилом, данным ниже.
Ненастье Неправда Не правда, а ложь Вовсе не высокий Совсем не грустный | Ненастный Неправдивый Не |
– Не с прилагательными пишется по тем же правилам, что и с существительными.
Не пишется слитно:
А) если имена прилагательные не употребляются без не (небрежный, неуклюжий);
Б) если не является префиксом и образует новые слова, которые можно заменить синонимом без не (небольшой – маленький);
В) если прилагательное стоит в сочетании со словами чрезвычайно, крайне (чрезвычайно неосторожный, крайне невыгодный).
Не пишется раздельно:
А) если есть противопоставление (не глубокий, а мелкий; не дорогой, а дешевый);
Б) если перед прилагательными
В) если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями (нисколько не радостный, отнюдь не верный).
164. I. Подготовьтесь к словарному зрительному диктанту: внимательно прочитайте данные словосочетания, объясните правописание прилагательных. При затруднении обращайтесь к правилу. Запишите прилагательные и запомните их написание.
Неодушевленные существительные; непостоянные признаки; не слитное, а раздельное написание; вовсе не хороший почерк; ненастный день; невеселое настроение; неуклюжий медвежонок; совсем не удачный поход; приспособление не сложное, а простое; за небольшим дело стало; нелегкая несет; задача вовсе не сложная.
II. Составьте и запишите два-три предложения с прилагательными (по выбору). Подчеркните их как члены предложения.
IІІ. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
165. I. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Поставьте ударение в склоняемых прилагательных.
Кто этот коренастый, богатырск.. сложения человек с поседевшей бородой? Что делает он в чаще леса? Почему внимательно оглядывает деревья и кусты? Это, похоже, лесник. Он так сроднился с могуч..м лесом, старыми пнями и седым мохом, что и сам кажется хозяином дремуч.. чащи.
И. Крамской. Портрет И. Шишкина
Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон. Достает блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своего рода “портрет дерева”. Нет, это нелесник. Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса. “Лесовик”, “лесной богатырь”, “лесной царь” называли его при жизни. Даже наружность живописца – крупные черты лица, густые спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, несокрушимо сбитая фигура – удивительно цельно сопрягалась с его созданиями, тотчас вызывала в памяти едва ли не у всех, кто встречался с ним, все те же образы освещенных солнцем корабельных сосен, могучих дубов. “Как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью”, – читаем у И. Е. Репина.
(Из журнала)
II. Прочитайте текст вслух, соблюдая орфоэпические нормы. Помните: в окончаниях – ого, – его родительного падежа прилагательных м. и ср. р. на месте буквы г произносится звук [в]: добро[в]о, сине[в]о.
Передайте голосом интонацию вопросительных предложений.
III. Почему И. Шишкина называют певцом русского леса? Назовите известные вам картины художника.
166. I. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными полными и краткими прилагательными. Определите синтаксическую роль прилагательных.
1. Великодушный, добрый, сердитый, злой, непослушный, задиристый. 2. Величествен, отзывчив, медлителен, прелестна, величава, зол, сердит.
II. Какие из этих прилагательных можно использовать для положительной, а какие – для отрицательной характеристики человека?
III. Опишите с помощью данных прилагательных характер своего друга.
Играем
“Кто быстрее?”
Выиграет тот, кто быстрее прочитает и отгадает загадки.
1. Черные, кривые.
От рождения немые.
А как только станут в ряд –
Сразу вдруг заговорят.
2. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.
Назовите слова, которые помогли вам отгадать.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Лувр – один из крупнейших музеев мира. Расположен во Франции.
Мерей – франц. merci – спасибо.
167. I. Прочитайте мысленно текст. Объясните себе написание слов с пропущенными буквами.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Как-то вечером я прочла такой рассказ. В Париж, в Лувр*, по утрам приходили бездомные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла так маленькая старушка. Рядом художница работала над копией. Вдруг художница встала, прин..сла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села.
Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то ш..пнула сынишке. Он подош..л к художнице и сказал: “Мерси*, мадам”, и со счастливым лицом вернулся к матери.
Меня увлекло в этом рассказе все: и поведение женщины, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку – это велик..душие, это подлинное благородство.
(По С. Гиацинтовой)
II. Выпишите качественные прилагательные. Поставьте их в родительном падеже. Прочитайте их, соблюдая орфоэпические нормы. Сопоставьте их произношение и написание.
III. Образуйте от выписанных прилагательных слова с противоположным значением, дописав частицу не, слова вовсе, не совсем, и запишите парами. Объясните написание не с прилагательными.
168. I. Распространите и запишите предложения, выбирая подходящие по смыслу прилагательные и согласуя их с существительными. Аргументируйте свой выбор.
1. (Весенний, осенний) лес наполнен (птичий, петушиный) пением. 2. С (огромный, поднебесный) высоты тайга кажется (большой, необъятный) морем. 3. (Большой, дружный) стая уток поднялась из (камышовый, дальний) зарослей.
II. Подчеркните прилагательные как члены предложения и укажите их синтаксическую роль.
III. Сделайте морфологический разбор двух-трех прилагательных (по выбору). Обратитесь к приложению (с. 253).