УРОК № 8
Тема. Предложение. Основные признаки предложения: смысловая законченность и интонационная оформленность. Простое и сложное предложение
Цель: углубить знания учащихся о предложении; развивать у них навык распознавания простого и сложного предложений; воспитывать у школьников интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают основные признаки предложения, различают простое и сложное предложения.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ
– Проверка домашнего задания.
– Творческий диктант.
Образуйте словосочетания. обозначьте в них главное слово. введите словосочетания в предложения. выделите грамматическую основу.
Руководить (секция), гордость (успех), упрек (небрежность), убежден (правота), завоевал (доверие), сложили (угол).
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Докажите, что перед нами предложения.
Осень. Золотая осень. Наступила осень.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Чтение
[1] – с. 32.
[2] – с. 34-35.
– Слово учителя.
Предложение – грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка минимальная единица речи, состоящая из слова или группы слов и являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли о действительности и отношения к ней говорящего.
Основной функцией предложения является коммуникативная.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с текстом.
Прочитайте текст, выполните задания к нему. Укажите границы предложений. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания.
Скоро стало совсем светло солнца не было видно но во всем чувствовалось его присутствие туман быстро начал рассеиваться кое-где проглянуло синее небо и вдруг яркие лучи прорезали мглу и осветили мокрую землю солнышко пригрело землю стало тепло хорошо и я прибавил шагу.
(По В. Арсеньеву)
Задания к тексту.
– Подчеркнув грамматические основы, укажите количество простых и сложных предложений.
– Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.
– Выпишите из текста три словосочетания с примыканием.
– Творческий диктант.
Продолжите предложение так, чтобы получилось сложное. При необходимости используйте союзы. Подчеркните грамматические основы.
Деревья сбросили листву, … В холодном поле ветер выл, … Надвинулась туча, … Не слышно птичьих голосов, …
– Творческая работа.
Воссоздайте предложения по их началу.
Мы забежали… В старом большом доме… В гостиной на камине… Здесь было…
(Мы забежали заглянуть в дом. В старом большом доме было пустыннее и тише. В гостиной на камине догорали последние красноватые лучи солнца. Здесь было убрано все. (П. Романов))
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – с. 32, рубрика “Учимся наблюдать и анализировать” .
[2] – 79 (устно).
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Лингво-стилистический анализ стихотворений.
[1] – Упр. 39 (И. Бунин. “Осенний рассвет”.)
[2] – Припомните стихотворение об осени, прочитайте наизусть, объясните, чем оно вам понравилось. Произведите его лингво-стилистический анализ.
– Работа в парах.
Составьте информационный диалог о том, как ваши семьи проводят свободное время осенью.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 41 (письменно); [2] – 81 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Задание учащимся.
Закончите фразу: “Предложение – это единица синтаксиса…”