Урок 20. ПРЕДЛОЖЕНИЯ-РЕПЛИКИ В ДИАЛОГЕ
Узнаем о предложениях-репликах в диалоге
119. Прочитай. Вызывает ли смех данный диалог? Почему?
– Ты что делаешь?
– Ничего. А ты зачем пришел?
– Тебе помогать.
Сколько предложений-реплик в данном диалоге?
Понятен ли смысл третьего предложения? Восстанови пропущенные члены этого предложения.
Разыграйте данный диалог.
Особенностью диалогических предложений является то, что они употребляются в устной речи. Поэтому их содержание раскрывается не только с помощью слов,
– Ты выйдешь вечером гулять во двор?
– Выйду.
120. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Подбери заголовок.
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.
Анна Петровна сказала мне:
– Вот возьми домой книжку, прочти ее и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.
– А если я не запомню?
– Пиши, как запомнишь.
–
– В крайнем случае – можно.
Пришел я домой. Прочел два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово “окно” писать – через “а” или “о”. А что если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я все запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.
– Этот случай не крайний, – сказал папа. – Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.
Правило я забыл. Пришлось наугад писать.
Анна Петровна прочла рассказ.
– Что же ты слово “окно” через “а” написал?
Я говорю:
– Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.
В. Голявкин
Составьте вопросы по содержанию текста и задайте их друг другу.
О каком правиле идет речь в тексте? Сформулируй его и приведи примеры.
121. В диалоге предложения-реплики следуют одно за другим. При этом предложения-реплики, которые начинают диалог, содержат больше членов предложения, чем последующие. В каждом следующем предложении, как правило, употребляются те члены предложения, которые добавляют новую информацию к сообщению. Члены предложения, содержащиеся в предыдущих предложениях, могут сокращаться.
Зачитай диалог учительницы и ученика из текста упр. 120. Какое предложение является наиболее полным по составу членов предложения? Какая новая информация содержится в каждой последующей реплике?
122. Прочитай. Разъясни смысл каждого предложения – реплики диалога.
Ученик опоздал и боится зайти в класс. Уборщица пытается ему помочь.
– На урок иди.
– Отругает…
– Извинись.
– Все равно не поймет.
123. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока.
Б. Расскажи об особенностях предложений-реплик диалога.
124. Задание на выбор. А. Подготовь пересказ текста из упр. 120.
Б. Выпиши из любой русской сказки небольшой диалог.
В. Запиши диалог из упр. 122, дополнив каждую реплику.