ЯЗЫК
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
Максим Горький
ПОВТОРЕНИЕ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
МОРФОЛОГИЯ
– Имя существительное
– Имя прилагательное
– Имя числительное
– Местоимение
А. Герасимов. После дождя (фрагмент)
ПОВТОРЕНИЕ
§ 2. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ)
9.I. Послушайте текст. Ответьте на вопросы: о каком празднике идет речь в тексте? Как нужно вести себя в осеннем лесу, чтобы увидеть
Осень
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и поразительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
На этот
Грибов немного. Но тем дороже находка в осеннем дубняке. У горящего клена греют лапы елочки. Глубокая колея от телеги засыпана золотом. Под кустом – побелевший раньше заяц.
После лесного праздника хорошо будет работаться и долго будут сниться хорошие сны. Таково состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины.
(В. Песков)
II. Выпишите из второго абзаца простое и сложное предложения. Подчеркните главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены.
III. Как вы понимаете выражения: “солнце стягивает туманное одеяло с реки”, “у горящего клена греют лапы елочки”? Какое значение у этих выражений – прямое или переносное? Обоснуйте свое мнение.
IV. Рассмотрите репродукцию картины Б. Ольшанского. Может ли она служить иллюстрацией к тексту? Почему? Выскажите свое мнение о произведении живописи.
Б. Ольшанский. Пейзаж
10. І. Прочитайте стихотворение молча. Определите, какие виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске использовал автор и почему. Выпишите примеры таких предложений.
Забыл
– Федя, сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
– Соли?
– Соли.
– Я сейчас. (Исчезает.)
Ох и долог Федин час!
(Появляется Федя, грязный,
Растрепанный.)
-Ну, явился наконец.
Где ты бродишь, сорванец?
– Встретил Мишку и Сережку.
– А потом?
– Искали кошку.
– А потом?
– Потом нашли.
– А потом?
– На пруд пошли.
– А потом?
– Поймали щуку,
Еле вытянули злюку!
– Щуку?
– Щуку.
– Но позволь,
Где же соль?
– Какая соль?
(А. Шибаев)
II. Скажите, в какой форме написано стихотворение. Определите количество действующих лиц в тексте. Прочитайте стихотворение в лицах. Постарайтесь голосом передать интонацию всех предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
III. Укажите неполные предложения в тексте стихотворения.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Благосостояние – обеспеченность необходимыми материальными и духовными благами.
ПИШЕМ ГРАМОТНО
Приветствие
По-разному
11. І. Прочитайте текст. Соответствует ли заголовок теме текста? Если нет, то подберите свой и обоснуйте его выбор.
Родные места
Мещерский край – это тихая немудрая земля под ярким небом.
Чем больше узнаешь ее, тем больше начинаешь любить эту обыкновенную землю. Мы любим родные места за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны. Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата, что дает богатый урожай и ее природные силы можно использовать для нашего благосостояния*?!
(По К. Паустовскому)
II. Спишите первое и последнее предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Сопоставьте предложения и охарактеризуйте их, указав вид по количеству грамматических основ, по цели высказывания, по наличию второстепенных членов предложения.
12. I. Послушайте текст.
“Здравствуйте, ребята!” – легко и привычно написала я первую фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: “Ели вы сегодня?” Или таким: “Здоров ли ваш скот?” А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались, встретившись друг с другом, жители Древнего Китая, Монголии, Египта.
По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Ведь в коротких словах приветствия, в поклоне заключено большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья”.
(По Б. Бушелевой)
II. Запишите известные вам слова приветствия. Определите, какой частью речи они выражены.
13. Составьте и разыграйте диалог по данной ситуации: вы встретились с друзьями после каникул, делитесь впечатлениями. Используйте разные слова приветствия и различные формулы речевого этикета, уместные в этой ситуации.
Играем
“Кто быстрее?”
Вспомните отрывок из сказки А. Пушкина, в котором слово лебедь – женского рода. Победителем будет тот, кто быстрее выполнит задание.
14. I. Прочитайте текст. Определите тип речи, тему и основную мысль. Скажите, что выражено в заголовке: тема или основная мысль.
Музыку слушают сердцем
Вы пришли д..мой из школы и включили радио. Зазвучала музыка, а вы занялись своими д..лами в ожидании интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. На самом деле музыки вы не слыш..те.
Остановитесь, отложите свои д..ла и прислушайтесь. Нежная, тихая мелодия, словно кто-то жалуется кому-то, и вам тоже стало гру с.. но. Не бойтесь погрустить вместе с музыкой. Это х..рошая грусть.
Музыка помогает вашим думам. Еще несколько минут назад ее слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали ее сер..цем. Она трогает вас, волнует.
(По О. Туберовской)
II. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
III. В первом предложении определите части речи, подчеркните их как члены предложения.