РАЗДЕЛ З ПСИХИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ
§12. САМООЦЕНКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
В этом параграфе ты:
· вспомнишь, что такое самооценка;
· узнаешь, как формируется самооценка, как она влияет на поведение человека и его здоровье;
· будешь тренировать навыки постановки и достижения цели.
Самооценка
Однажды учительница принесла в класс шкатулку и сказала: “Заглянув в эту шкатулку, вы увидите своего лучшего друга”. Как ты думаешь, что в ней было? Книга, игрушка, фото президента?.. Нет, там лежало зеркальце. Поэтому,
Поиграйте с друзьями в игру “Кто я?”. Она поможет больше узнать друг о друге и увидеть, как в зеркале, свои сильные и слабые стороны.
– На листах бумаги запишите цифры от 1 до 5 и пять раз ответьте на вопрос “Кто я?”. Учитывайте черты характера, свои интересы, умения. Например:
1. Я веселый.
2.
3. Я хорошо плаваю.
4. Я умею готовить.
5. Я не слишком силен в математике.
После этого прикрепите листы себе на грудь и начинайте ходить и читать, что написали о себе другие ученики.
Из чего состоит самооценка
Самооценка состоит из того, как мы оцениваем себя в различных ситуациях: в учебе, в спорте, в общении с друзьями. Например, мы можем считать себя хорошим спортсменом, но недостаточно умелым поваром.
В 5-м классе ты уже учился относиться к себе как к уникальной личности. Но этого недостаточно. Ведь уважение (даже к самому себе) нужно заслужить. Поэтому далее в этом параграфе ты узнаешь, как формируется твоя самооценка и как можно ее повысить.
Как формируется самооценка
Когда ты был маленьким, то в отношении к себе руководствовался мнением взрослых. Попробуй вспомнить: если тебя хвалили, ты считал себя хорошим, а если ругали – плохим.
Потом ты стал делать выводы самостоятельно, сравнивая себя с другими детьми, а также на основании собственного опыта – твоих успехов и неудач.
Различают самооценку завышенную, заниженную и адекватную. У того, кого незаслуженно захваливают, кому позволяют делать все, что в голову взбредет, может быть завышенная самооценка, он может беспочвенно считать себя лучшим, унижать других пренебрежительным отношением.
Другому, наоборот, уделяют мало внимания или относятся к нему слишком требовательно. Это может сформировать у него заниженную самооценку. А у того, кто уважает и реально оценивает себя, – адекватную самооценку.
– Прочитайте ситуацию. Обсудите, какая у мальчика самооценка – завышенная, заниженная или адекватная.
Шестиклассник Сережа недавно записался в бассейн. Тренер считает его талантливым, ведь мальчик уже выиграл соревнования. Сережа думает, что тренер ошибается насчет его способностей, а свою победу в соревнованиях считает случайной.
· Самооценка формируется на основе опыта – успехов и неудач.
· Она зависит и от того, как к тебе относятся другие люди.
Самооценка – это отношение человека к самому себе.
Как самооценка влияет на поведение и здоровье человека
Давно замечено: как человек относится к себе, так он и ведет себя. Самооценка влияет на то, что мы делаем и как мы это делаем. Вернемся к ситуации с Сережей. То, что он не верит в себя, может повлиять на его поведение. Он думает: “Для чего стараться, все равно у меня ничего не получится”. А если не тренироваться и настраиваться на провал, шансов на победу гораздо меньше. Так что из-за своей заниженной самооценки мальчик рискует разочароваться в себе и бросить спорт.
Знаешь ли ты, что…
· Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют себя спокойнее, чем те, кто сосредоточен на своих недостатках и проблемах.
· Они знают себе цену и поэтому меньше переживают из-за критики и неудач.
· Они ставят перед собой реалистичную цель и обычно достигают ее.
· Такие дети ведут себя доброжелательно, лучше ладят со взрослыми и сверстниками.
· Подростки, которые адекватно оценивают себя, менее склонны к неоправданным рискам – курению, употреблению алкоголя, противоправным действиям.
Поиграйте в игру “Ты – молодец”. Станьте в круг. Каждый по очереди говорит то, что он научился делать, или о своем успехе, например: “Я недавно научилась ездить на велосипеде”. А все хором: “ТЫ – МОЛОДЕЦ!” и поднимают вверх большой палец.
Проект самосовершенствования
Поскольку самооценка зависит от успехов и неудач в важных для нас ситуациях, мы можем повысить ее, овладев жизненными навыками постановки и достижения цели. В 5-м классе вы уже учились ставить цели. Вспомни, удалось ли тебе осуществить задуманное?
Теперь у тебя есть возможность начать новый проект самосовершенствования. Он будет включать одну или несколько целей, которые ты выберешь для себя. Приведенные ниже советы помогут в выполнении проекта, над которым будешь работать в течение семестра или до конца учебного года.
Проект
1. На листе бумаги запиши то, что тебе нравится в себе, и то, что не нравится (рис. 24, а).
2. Выбери то, что хочешь в себе изменить полностью или частично.
3. Определи цель и составь план этапов ее достижения (рис. 24, б).
Рис. 24
Как выбрать цель
Выбери то, что хочешь в себе поменять в ближайшем будущем, а не вообще и когда-нибудь. Не ставь цель стать президентом Украины или олимпийским чемпионом – возможно, она достигаема, но слишком далека.
Выбери то, на что у тебя есть соответствующие ресурсы (способности, время, место, помощь взрослых). Не стоит стремиться к тому, что слишком дорого стоит или требует много времени.
Выбери то, чего можно достичь поэтапно. Ведь лучший способ двигаться вперед маленькими шагами, от одной победы к другой.
Выбери то, прогресс в чем можно измерить – оценками, килограммами, страницами.
Выбери то, чего на самом деле хочешь, что принесет тебе удовольствие и повысит самооценку.
Примеры целей
· Сбросить или набрать вес.
· Получить 10 баллов за семестр по английскому.
· Разучить несколько песен на гитаре.
· Прочесть объемную книгу.
На пути к своей цели
1. Настройся на успех. Поверь, что тебе это под силу. Для этого представь, как будет хорошо, когда достигнешь цели.
2. Подумай, от кого ты можешь получить совет и помощь. Обратись к ним.
3. Каждый день оценивай свои результаты.
4. Не бойся ошибок и неудач. Если у тебя что-то не получается, воспринимай это как возможность изменить свои планы и попробуй еще раз.
5. Поздравляй себя с каждым успехом. Воспринимай это как надлежащее вознаграждение за свой труд, терпение и силу воли. Человек, который не любит себя, склонен приуменьшать свои достижения, считать их случайными. Поэтому, как только подумаешь о себе плохо, вспомни то, что тебе удалось, за что тебя похвалили.
Итоги
Самооценка – это отношение человека к самому себе. Она формируется на основании собственного опыта – успехов и неудач, а также зависит от отношения к тебе других людей.
Способность реально оценивать себя и позитивно относиться к себе и своим жизненным перспективам очень важна для здоровья человека, его хороших отношений с окружающими и жизненного успеха.
Для повышения самоуважения начни проект самосовершенствования.