Слово

УРОК № 26

Тема. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым словарем

Цель: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – лексикологией; дать понятие о лексическом значении слова; вырабатывать навык работы с толковым и украинско-русским словарем; воспитывать любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, какой раздел науки о языке называется лексикологией; имеют понятие о лексическом значении слова; умеют работать с толковым и украинско-русским словарем.

Оборудование:

учебник, толковый словарь, украинско-русский словарь, кроссворд.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прочитайте предложения. Понятно ли вам значение выделенных слов? Почему? Перестройте предложения так, чтоб стало ясно, в каком значении употреблены слова.

Какой чудесный хлеб! По роду своей работы моя мама постоянно имеет дело с чаем. Он сидел на носу. Люди рассматривали новое полотно.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

III.

ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Все, что известно человеку, он называет с помощью слов. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее и правильнее он выражает свои мысли. При чтении, просмотре телепередач, беседах с кем-либо вы встречаетесь с новыми словами. Не оставляйте их без внимания. Об их значении спрашивайте у взрослых или обращайтесь к словарям. Пользуйтесь не только толковым, но и переводными словарями: русско-украинским и украинско-русским.

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 112, 114, 119, 121.

– Работа с толковым словарем.

Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение данных слов.

Ветчина, замуровывать, спартакиада, фолиант.

– Работа с украинско-русским словарем.

Переведите на русский язык и запишите начало украинской народной сказки “Кирилла Кожемяка”. При переводе обращайтесь к украинско-русскому словарю.

Жив у Києві князь-лицар, і був коло Києва Змій. Щороку посилали тому данину: або парубка, або дівчину. Прийшла черга вже й дочки самого князя. Нічого робити. Коли давали городян, треба й йому давати дочку.

– Каких слов вам больше встретилось – совпадающих или похожих в обоих языках или совсем разных? Как вы это объясните?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. По лексическому значению узнайте слово и запишите его.

Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями (роса). Ручная корзина из прутьев (лукошко). Потребность пить, позыв к питью (жажда). Садовый кустарник с белыми цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах (жасмин). Насекомое с жесткими надкрыльями (жук).

2. Составьте словарные статьи данных слов, не пользуясь при этом толковым словарем. Попытайтесь указать не только лексическое, но и грамматическое значение слов.

Малинник, детвора, параграф, синева.

– Разгадывание кроссворда.

 Слово

По горизонтали: 1. Плотная пленка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками.

По вертикали: 1. Коробочка или футляр для хранения ручек и карандашей. 2. Сигнал тревоги, подаваемый ударами колокола. 3. Надпись на почтовом конверте.

Слова для справок: пенка, набор, лотос, пенал, набат, адрес.

– Практическая работа.

Найдите ошибки и неточности в ученических ответах, исправьте их.

Обращение – это когда к кому-нибудь обращаются с речью. Флюгер – это чтобы измерять направление ветра.

Текст – это несколько или много предложений.

Пословица – это краткое, мудрое изречение народа.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 23, 24.

2. Выполнить упражнения: [1] 257, 263.

3. Выписать из толкового словаря словарные статьи слов: тир, бадминтон.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Что изучает лексикология?

– Что такое лексика?

– Что такое лексическое значение слова? грамматическое?

– Для чего служит толковый словарь?

– Что такое словарная статья?

– В каких случаях мы обращаемся к украинско-русскому словарю?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Слово - Плани-конспекти уроків по російській мові


Слово