Глаголы настоящего времени во втором лице единственного числа. Развитие речи. Культура речи. “Их стихия

УРОК № 52

Тема. Глаголы настоящего времени во втором лице единственного числа. Развитие речи. Культура речи. “Их стихия – небо”

Цель: обучить правильному написанию глаголов 2-го лица единственного числа; сопоставить написание глаголов 2-го лица в русском и украинском языках; повторить особенности расстановки знаков препинания при обращении; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица, образец письма.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО

ЗАДАНИЯ

2-3 ученика читают свои изложения. Учитель проводит краткий устный анализ работ.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются.

Рассмотрим таблицу.

Спряжение глаголов

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е

Я пою, я стучу

Мы поем, мы стучим

2-е

Ты поешь, ты стучишь

Вы

поете, вы стучите

3-е

Он поет, он стучит

Они поют, они стучат

2. Задание учащимся.

– Проспрягайте глаголы расту и говорю по приведенному в таблице образцу. Выделите личные окончания.

– Как определить, в каком лице употреблен глагол?

3. Объяснение учителя (продолжение).

Глаголы во 2-м лице единственного числа имеют окончание – ешь (-ешь) или – ишь.

Сравните, как пишутся глаголы во 2-м лице единственного числа в русском и украинском языках.

В русском языке:

В украинском языке:

Поешь

Співаєш

Стоишь

Стоїш

Мечтаешь

Мрїєш

– Чем различаются окончания глаголов?

Вывод: в русском языке глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с мягким знаком.

4. Списывание с дополнительным заданием.

– Прочитайте стихотворные отрывки. Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа. Обозначьте окончания.

1) Петушок, петушок,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

2) Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки.

3) Что ты, белая береза,

Ветра нет, а ты шумишь?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Выборочный диктант.

– Прослушайте текст. Запишите использованные в нем глаголы. Пользуясь таблицей, обозначьте личные окончания глаголов. Определите их лицо и число.

Четыре времени года

Зима в весну, весна в лето, лето в осень и осень в зиму переходят постепенно, почти незаметно. Слабеют морозы, светлеют небо и воздух. Темнеет снег, потом тает – наступает весна. Текут ручьи, на голой земле и на голых деревьях появляется нежный золотой пух. И вот уже бушует трава на лугах, листва на ветках – наступает лето.

2. Словарный диктант с дополнительным заданием.

– Запишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Выделите окончания – ешь и – ишь.

Веду, говорю, везу, стою, молчу, беру, стучу, кричу, несу, живу, иду, спешу, лежу, сижу, берегу, грызу, звоню.

3. Творческое задание.

– Измените текст так, чтобы глаголы стояли во 2-м лице. Запишите.

По дороге в школу он (Петя) встречает товарищей. Вместе с ними спешит в школу. Он приходит в класс до звонка, занимает место за своим столом и ждет начала урока. Он вынимает тетради, открывает учебник и проверяет домашнюю работу.

4. Перевод с украинского языка на русский.

– Переведите предложение на русский язык и запишите. Сравните личные окончания глаголов в украинском и русском языках.

Коли лежиш у полі лицем до неба і вслухаєшся в многоголосу тишу полів, то помічаєш, що в ній щось є не земне, а небесне.

(М. Коцюбинський)

5. Обучение составлению письма.

(Текст записан на доске.)

– Прочитайте текст.

Здравствуй, дорогой Вася!

Спасибо тебе за письмо. Ты пишешь, что летом поедешь к бабушке. Хорошо, что ты дружишь с ребятами из соседнего села. У меня тоже много друзей в деревне, где живет мой дядя.

Сейчас я читаю интересную книгу “Приключения Гекльберри Финна”. Какую книгу читаешь ты?

Твой друг Гриша Иванов.

– Обратите внимание, как пишутся обращение и подпись в письме.

– О чем еще можно рассказать в письме другу?

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Слушание текста.

Учебник, с. 232, упр. 515.

2. Словарная работа.

Работа со словом, помещенным в рамке на с. 232.

3. Работа с опорными словами и выражениями.

Упр. 516.

4. Беседа.

Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 233.

5. Рассуждение на заданную тему на основе прочитанного.

Упр. 517.

VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 46 (Практика А, Б).

2. Выполнить упр. 508, 509 (письменно), 518 (устно).




Глаголы настоящего времени во втором лице единственного числа. Развитие речи. Культура речи. “Их стихия