3 класс
Предложение
Сложное предложение
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть главные члены в по одному сложных предложениях.
ЛЯГУШКА-КВАКУШКА
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. Было у них три сына. Пришла пора им искать невест. Приказал им царь натянуть тугие луки и пустить в разные стороны стрелы. Пустил стрелу старший брат, упала она на боярский двор. Подняла ее боярская дочь. Стрела среднего брата попала на купеческий двор, взяла ее дочь купеческая. Пустил стрелу младший брат, подхватила
68 слов.
НЕЗВАНЫЕ ГОСТИ
Пробил дятел в кленовой коре дырочку, напился сладкого сока. За дятлом синица прилетела. Она тоже хвостик намочила. Улетели птицы, насекомые собрались. Прилетели мухи и бабочки. Все сладкий сок пьют, улетать не торопятся. Муравьишка приполз, усами шевелит. Комар прилетел, долгими ногами увяз. Тут опять дятел прилетел. И все гости незваные кто куда разлетелись.
54 слова.
ОСЕНЬ
Поля пустеют, копны хлеба уже свезены. Только высокие стога сена остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, пожелтевшая трава клонится к земле и как будто
59 слов. (По К. Ушинскому )
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Объединить простые предложения в сложные, используя и, а, но и бессоюзную связь. Дополнить информацию, чтобы получились связные тексты.
ВИННИ-ПУХ И ПЧЕЛЫ
Ветра не было. Пух повис в воздухе совершенно неподвижно. Мишка чуял и видел мед. Достать его он никак не мог. Кристофер Робин расхаживал под деревом. Винни-Пух запел песню.
Многие пчелы стали летать вокруг Тучки. Одна пчела вдруг на минутку присела на нос Тучки.
Кристофер прицелился и выстрелил. В шарик он не попал. В другой раз он не промахнулся. Винни-Пух плавно опустился на землю.
ВИННИ-ПУХ В ГОСТЯХ У КРОЛИКА
В это время завтрак уже давно окончился. Обед еще и не думал начинаться.
Хозяин подумал, что невежливо уходить сразу. Вслух он этого не сказал.
Винни-Пух застрял. Кролик стал его тащить из норы. Кристофер Робин жил совсем в другом конце леса. Он сразу же прибежал на помощь.
Целую неделю друг читал медвежонку интересную книжку. Пух становился все тоньше.
Кристофер Робин, Кролик и все Родные и Знакомые Кролика полетели вверх тормашками. Наверху этой кучи очутился Винни-Пух.
КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ
Незнайка делал любое дело не так, как надо. Все у него получалось шиворот-навыворот.
Читать Незнайка выучился только по слогам. Писать он умел только печатными буквами.
Многие говорили, что у него совсем пустая голова. Это неправда. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда. Из этого далее у самого умного коротышки ничего не могло получиться.
Незнайка стал играть на трубе у соседнего дома. Соседи попросили его не шуметь под окнами.
Его прогоняли. Он решил играть назло всем.
Объединить простые предложения в сложные, используя слова чтобы, потому что, который.
Отец продал куртку и купил книгу. Он хотел отправить Пиноккио в школу.
Деревянный человечек не дошел до школы. Он побежал в театр.
Гадкий утенок издали любовался прекрасными белыми птицами. Птицы летели на юг.
Маугли выучил человеческий язык и стал пастухом. Он отлично понимал животных.
Фея дотронулась волшебной палочкой до платья золушки. Оно стало еще красивее.
Али-Баба собирал хворост. Он хотел прокормить себя и свою жену.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
V. Подчеркнуть повествовательные предложения. Поставить вопросы к выделенным словам.
ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД
Где никогда не бывает ни дождя, ни града? Где тепло зимой и прохладно летом? Где ночью светло, как днем? Где река течет над головой у людей? Где нет постоянных жителей, а есть только приезжие? Где лестницы сами движутся, а двери сами открываются? Ты, должно быть, догадался. На все шесть вопросов ответ один: в метро.
56 слов. (По М. Ильину и Е. Сегал)
2. Подчеркнуть побудительные предложения. Поставить вопросы к выделенным словам.
ЗАКАЛЯТЬСЯ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО В ПРОРУБИ!
Закаливание начни с воздушной ванны. Встань с постели и походи в легкой одежде. Дай возможность коже подышать. Начинать обливание нужно постепенно. Вечером налей ведро холодной воды. К утру вода согреется до комнатной температуры. Утром жестким полотенцем оботри руки, ноги, грудь, живот и спину. Привыкнув к обтиранию, ты сможешь обливаться водой прямо из ведра.
57 слов. (“Детская энциклопедия” )
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи – это умение грамотно и правильно писать и говорить. Культурный человек знает, как разговаривать в разных случаях, с разными людьми, на разные темы. С детства развивай культуру речи. Много и внимательно читай. Запоминай новые слова. Будь вежлив в словах и поступках. Старайся выбирать самые точные слова. Уважай своего собеседника.
55 слов.
3. Подчеркнуть вопросительные предложения. Поставить вопросы к выделенным словам.
ХВОСТЫ
Зачем хвост корове? Чтобы по бокам и по спине себя стегать, разных мух и слепней отгонять. И лошади для того же самого. А собаке? Это всем известно. Для радости и любви. Если она хвостом виляет, значит, любит тебя и радуется. Даже обезьяне известно, зачем нужен хвост. Она хвостом за ветки дерева цепляется. Зацепится, висит вниз головой. А сама всеми четырьмя лапами бананы уплетает за обе щеки.
67 слов. (По Ю. Казакову )
4. Подчеркнуть восклицательные предложения. Поставить вопросы к выделенным словам.
УТРЕННИЙ ЛЕС
Выглядываю в кусочек окна и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими pi свежими снегами синее и удивительно нежное небо. Такие яркие и радостные краски бывают у нас только по утрам в морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет.
61 слово. (По И. Бунину )
РАССВЕТ
Длинна зимняя ночь. Я всегда просыпался часа за два до зари. Любил я встречать без свечки зимний рассвет. Воздух стал мягким. Мне показалось, что тепло. Высыпались снежные тучи. Только редко запоздавшие снежинки падали мне на лицо. В деревне давно проснулась жизнь. Во всех избах светились огоньки и топились печи. Белый день вступал в свои права. Как хорошо, как сладко было на душе!
62 слова.
(По С. Аксакову )
5. Подчеркнуть обращения.
ОХРАНЯЙТЕ ПРИРОДУ
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы. Она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища мало охранять. Их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять иx. Рыбе нужна вода, птице нужен воздух, зверю нужны лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
67 слов. (По М. Пришвину )
ИСТОРИЯ ТЕТРАДИ
На твоем столе лежит тетрадь. Откуда пришла она к тебе? У школьной тетради длинный путь. С бумажной фабрики привезли огромные рулоны. На тетрадной фабрике мастера разрезают бумагу и линуют. Вот листы сложили, прикрепили обложку. Листы соединили скрепками. Готово!
Ребята, берегите тетради! Не рвите, не пачкайте страницы. Пишите аккуратно и красиво.
52 слова.
6. Подчеркнуть главные члены в сложных предложених. Поставить вопросы к выделенным словам.
ОСЕННЕЕ УТРО
Листик за листиком падают с липы на крышу. Ветер с крыши поднимает все листья. Летят они к реке вместе с перелетными птицами. Тут стоишь себе на берегу и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета. Вот журавли полетят, потом гуси, грачи, и все кончится.
61 слово. (По М. Пришвину)
ОСЕННИЕ ХОЛОДА
С конца августа начинаются холодать, свежесть замечается особенно по утрам. В сентябре появляются и легкие морозы. Побелели трава и крыша соседнего дома. Лужи по ночам начинают замерзать. Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди. Земля уже не просыхает скоро. Ветер разносит далеко созревшие семена деревьев й трав. Он доставляет мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.
59 слов. (По К. Ушинскому)