СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 31
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными условия
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умение выделять главную и придаточную части, определять вид придаточного предложения (условия); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные условия присоединяются к главному предложению; развивать умения и навыки сопоставлять смысловые части сложных
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Русская пословица
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный
День був душний та жаркий незважаючи на те що краплі вранішнього рясного дощу іскрилися на траві. (Марко Вовчок)
Карточка № 2
Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Сквозь листву деревьев видно было как за рекой в лугах садилось со..нце. (М. Горький)
2. Проверка домашнего задания (выборочно в тетрадях).
3. Беседа с учащимися.
– Какие придаточные называют уступительными? На какие вопросы они отвечают?
– При помощи каких союзов, союзных слов присоединяются к главному предложению придаточные уступительные?
(Во время беседы учащиеся приводят примеры предложений, записанных дома.)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточные условные предложения указывают на условие, при котором может совершиться действие, сообщаемое в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии? и присоединяются к главному предложению союзами если, когда, раз, коль (коли).
Придаточное условное может стоять перед, после и внутри главного предложения. Если оно стоит в препозиции, то в главном часто присутствуют союзы то, так или указательное наречие тогда.
Например: Если Волга разольется, трудно Волгу переплыть.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Ты можешь, раз не согласен со мной, поступать по-своему.
В роли придаточного условного могут выступать предложения без союзов, в которых повелительное наклонение употребляется в значении сослагательного.
Например: Знай я ремесло, жил бы в городе. Будь я спортсменом, обязательно отправился бы с вами.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
– Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Определите, как связаны главная и придаточная части в предложениях.
1) Если цветы не поливать то они скоро засохнут.
2) Вьюга не страшна если человек не теряется.
3) Раз вы согласились обещали то надо выполнить обещанное.
4) Все охотники если бы была погода тут не сидели бы.
5) Щепотки волосков лиса не пожалей остался б хвост у ней.
6) Когда бы вверх могла поднять ты рыло тебе бы видно было что эти желуди на мне растут.
3. Лингвистическое конструирование (работа в парах).
– Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания.
1) Если народ един, … 2) Раз посеял просо, … 3) Кабы не кабы да не то, … 4) Когда голова думает, … 5) Когда хочешь себе добра, … 6) Если дружба велика, … | А) …были бы мы богаты давно. Б) …будет Родина крепка. В) …язык отдыхает. Г) …он непобедим. Д) …то никому не делай зла. Е) …не жди бобов. |
– Напишите сочинение-миниатюру, проиллюстрировав одну из пословиц. Используйте сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными, условными.
4. Упражнение с самостоятельной проверкой.
– Определите вид придаточного предложения (А – придаточное места; Б – придаточное времени; В – придаточное уступительное; Г – придаточное образа действия; Д – придаточное условия; Е – придаточные меры и степени).
I вариант
1) Чуть мелкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься… начнешь слабеть.
2) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.
3) Небо было там пурпурное, теплое, ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов.
4) Если я один, на что я сам себе, правда ведь?
5) Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.
6) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.
7) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.
8) Мальчик с пальчик, даром что мал, был очень ловок и хитер.
9) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.
10) Где вчера качались лодки, заработали лебедки.
11) Всякая работа тоже игра, если любить работу.
12) Там, где родился Разин, робости люди не любят.
II вариант
1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.
5) Служите мне, как вы ему служили.
6) Мать плачет, что река льется.
7) Раз дал слово, нужно его держать.
8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.
10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.
11) Откуда гроза, оттуда и ведро.
12) На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку и пошел.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | Г | А | Д | А | В | Е | В | Д | А | Д | А |
II вариант | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
В | А | Д | А | Г | Е | Д | А | Е | Д | А | Б |
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра “Микрофон”.
– Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился…
Мне очень понравилось…
Я хотела б усовершенствовать свои навыки в…
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал по учебнику.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
3. Составить задание для одноклассников по образцу классной работы (“Лингвистическое конструирование”, “Упражнение со взаимопроверкой”).