Цель: учить четвероклассников называть и обозначать значимые части слова; развивать умения обозначать значимые части слова после совместного разбора слова с использованием вспомогательных материалов; воспитывать чувство красоты зимней природы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Что вам известно о составе слова из уроков украинского языка? Какая часть слова является главной? Какие части служат для образования слов? Все ли части слова изменяются?
II.
3. Речевая разминка: упр. 255. Чтение стихотворения, отработка навыков русского литературного произношения, развитие навыков выразительного чтения, воссоздающего воображения. Подготовка учащихся к восприятию языкового материала: работа со словами снежок, снежком.
4. Языковая задача: упр. 256. Актуализация знаний об окончаниях слов, полученных на уроках украинского языка.
5. Работа с таблицей, содержащей теоретический материал: упр. 257. Ознакомление с составом слова; сопоставление с украинским языком.
6. Работа с правилом (с. 107). Определение основы слова.
7.
8. Выполнение упр. 259, содержащего теоретический материал. Ознакомление с понятием нулевое окончание, отработка навыка “узнавания” и называния частей слова, обозначенных графически.
9. “Петрушкины забавы”. Выучите стихотворение-подсказку.
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни! При разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
Ну а префикс – впереди.
Чтобы корень нам узнать,
Родственные слова нужно подобрать.
Из Интернета
10. Выполнение упр. 260. Подбор слов по графическим схемам, данным в упражнении.
11. Выполнение упр. 261. Закрепление навыка нахождения и обозначения значимых частей слова.
12. Работа с текстом: упр. 262.
Чтение текста учащимися.
Определение темы текста.
Выполнение языковых заданий.
13. Выделите корни в словах. В каждом ряду найдите и вычеркните “лишнее” слово.
1. Голубенький, голубка, голубятня, голубиный.
2. Пригорок, горняк, гористый, горнист.
3. Чудесный, чудо, чуждый, чудище.
4. Шелковистый, шелушить, шелк, шелковый.
5. Шесть, шестой, шест, шестерка.
III. Коррекционно-оценочный этап.
14. Обобщение и систематизация изученного: упр. 263.
15. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 264.
16. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.