Урок 21. СТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ
Углубляем знания о строении диалогов
125. Прочитай. Как ты понимаешь эту пословицу?
Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай хоть минутку.
Спиши высказывание.
126. Послушай текст. Что нового о строении диалога ты узнал?
Все реплики в диалоге связаны между собой. Начинают диалог реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это ответные реплики-реакции, а именно – ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения. Чаще начало диалога
Различают такие реплики:
ü реплики-вопросы, чтобы запросить информацию;
ü реплики-ответы, чтобы выдать информацию;
ü реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией;
ü реплики – реакции на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждаемой теме;
ü реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника, в том числе к продолжению разговора;
ü реплики – реакции
По О. Валиковой
127. Задание на выбор. Дополни диалог репликами, которые указаны в левой колонке.
Вопрос – ответ | – Трудно сказать. А как ты считаешь? |
– реакция на ответ | – … . – … . |
Б. – просьба | – Ты не согласишься пересесть на заднюю парту? |
– отказ | – К сожалению, я не могу выполнить твою просьбу. |
– вопрос | – Почему? |
– ответ | – … . |
– реакция на ответ | – … . |
В. – предложение | – Давай…. |
– вопрос | – А как на это посмотрят твои родители? |
– ответ | – Не беспокойся, все будет в порядке. |
– совет | – Лучше бы ты… . |
– ответ | – … . |
128. Прочитай заглавие текста. Предположи, о чем в нем будет идти речь.
Прочитай рассказ. Оправдалось ли твое предположение?
БОЛЬНЫЕ
– У тебя правда нога болит?
– Никакая нога у меня не болит! А у тебя в животе правда колет?
– Ничего у меня в животе не колет. Ловко мы с тобой в классе остались!
– Ребята сейчас там на физкультуре прыгают, а мы с тобой сидим – красота!
– Эх, хорошо просто так сидеть!.. Давай через парту прыгать!
В. Голявкин.
Укажи, из каких реплик состоит данный диалог. В качестве образца используй левую колонку таблиц из упр. 127.
Разыграйте данный диалог.
129. Составьте диалог, в котором обсудите поступок мальчиков-симулянтов1, о которых рассказывается в тексте упр. 128. Можете использовать данный рисунок.
1 Симуля́нт – тот, кто притворяется.
130. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Рассмотри схемы диалогов. Укажи, с какими из них ты работал на уроке.
1) Вопрос – ответ; встречный вопрос – ответ – реакция на ответ; 2) просьба – отказ – вопрос – ответ – реакция на ответ; 3) предложение – вопрос – ответ – совет – ответ.
131. Выполни упр. 127 письменно. При этом дополни и запиши тот диалог, над которым ты не работал в классе. Несколько реплик дополни словами автора.