МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§29 Суффиксы – к – и – ск – в относительных именах прилагательных
273
1. Прочитайте слова. Выпишите пары од но коренных слов. Выделите корни, подчеркните в корнях чередующиеся согласные, в скобках укажите чередование.
Образец. Мужик – мужицкий (к//ц).
Казак, рыбак, ткацкий, казацкий, плотник, рыбацкий, восклицание, ткач, скликать, плотницкий.
2. Укажите разряд имен прилагательных.
Чтобы отличить суффикс – ск – в относительных прилагательных на – ский от суффикса – к
К.
Запомните написание слов:
Образец рассуждения.
Флот..ий – перед суффиксом стоит согласный т (флот), значит, надо писать – ский:
Рыбац..ий – перед суффиксом стоит согласный ц (рыбац-: ц из чередования с к – рыбак), значит, надо писать – цкий:
Пане́ль
274
1. Прочитайте слова, отчетливо читая
2. Спишите слова. Обозначьте орфограмму “Суффиксы – к-, – ск
1. батрацкий, ямщицкий, мужицкий, калмыцкий, горняцкий.
2. гигантский, лауреатский, заводской, шведский, соседский, французский, кавказский, господский.
275 Словообразовательная работа
1. Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов – к-, – ск – прилагательные. Запишите их.
1. Рыбак – батрак, бурлак, мужик, ямщик, бедняк, горняк, холостяк, калмык, ткач.
2. Швед – азиат, сосед, флот, француз, матрос, гигант, господин, город.
3. Луганск – Запорожье, Донбасс, Одесса, Кировоград, Кривой Рог, Канада, Париж, Прага.
2. Выделите суффиксы прилагательных. Укажите разряд прилагательных.
276
Спишите словосочетания, встав..ляя пропущенные буквы, не, а также концовки слов, включающие суффиксы – ск-, – к-, – ек-, – ик-. Графически объясните написание суффиксов.
дет.. кожа..й мяч.. , ..замысловатые плотни.. ра..сказы, ..поседливый сосед.., мальч.. , ..сложный турист., маршрут, ..мудреное рыба.. снаряжение, станцио..ый обхо..чик.
277
1. Прослушайте текст. Опишите картины, которые рисовало ваше воображение, когда вы его читали. Укажите слова, которые помогли вам представить эти картины.
2. Запишите текст под диктовку.
3. Проведите взаимопроверку: обменяйтесь тетрадями и без опоры на напечатанный текст проверьте работы друг друга, исправляя ошибки карандашом или цветной ручкой.
4. Повторно обменяйтесь работами. Проверьте свою работу, сверяясь с напечатанным в учебнике текстом.
Звонки раздавались один за другим почти непрерывно, приезжали все новые и новые гости. Взрослых приглашали пройти в гостиную, а маленьких завлекали в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. В зале еще не зажигали огня. Огромная пушистая елка стояла посредине, слабо рисуясь в полу тьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом.
По А. Куприну
5. Сделайте морфологический разбор слова фантастическими (очертаниями).
278
1. Выразите мысль выделенного предложения (см. упражнение 277) своими словами в нескольких вариантах.
2. Составленные варианты запишите.
Проверьте свои знания
279
Обоснуйте правильность утверждения.
1. Во всех словах группы пишется суффикс – ск-: узбе..й, сосе. ий, пари..ий, францу..ий.
2. Во всех словах группы пишется суффикс – к-: туре..ий, рыба..ий, тка..ий, мужи..ий.
280
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2. В словах с пропущенными буквами обозначьте изученные орфограммы.
3. Расставьте знаки препинания.
1. Учительница француз..кого слушала меня бе. сильно морщилась и закрывала гл..за (В. Распутин). 2. У Алисы много знакомых зв..рей: два к..тенка еж..к и сосед..кая собака Рекс (Кир Булычев). 3. Я понял что б..ет огромный турец. ий барабан (В. Драгунский). 4. Казацкие старшины окружали его (А. Пушкин).