Урок 39. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В РЕЧИ
Совершенствуем умение употреблять слова в речи
233. Прочитай. Обрати внимание на выделенные в стихотворении слова. Для чего они служат?
Вот машина.
Кто в машине?
Кто на ней?
И кто над ней?
Кто здесь за?
И кто здесь перед?
У машины
И под ней?
В. Дмитрук
Выпиши выделенные слова. Устно составь с ними предложения. Запиши стихотворение по памяти.
234. Задание на выбор. По образцу составь и запиши сочетания слова с подходящими словами из справки.
А.
О б р а з е ц. Изо рта, во лбу.
С п р а в к а. С (со), на, в (во), к (ко), до, по, под (подо).
Составь предложение с одним из записанных тобой сочетаний слов (на выбор).
235. Назови изображенные на фотоиллюстрациях предметы сначала в значении “один”, а затем в значении “много”. Запиши по образцу, выдели окончания.
О б р а з е ц.
Составь предложение с одним из записанных слов (на выбор), которые обозначают множество предметов.
236. Спиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Женя сделал подарок
· Какими стали окончания в словах после раскрытия скобок?
· Эти слова обозначают один или много предметов?
237. Прочитай. Укажи разницу в значениях выделенных выражений. Какое из них является устойчивым сочетанием слов?
1. Пожалуйста, поставь на место стул. 2. Поставь на место Алешу, уж очень он зазнался!
Определи вид данных предложений.
238. Переведи на русский язык и запиши по образцу.
О б р а з е ц. Маленьке цуценя (воно) – маленький щенок (он).
Молоде листя, маленький капелюх, довге волосся, гарний метелик, червона шкарпетка, великий собака.
239. Прочитай. Определи тип текста. Аргументируй свой ответ.
ПОСЛЕ БУРАНА1
Прошла ещ(е, о) ночь. Утих буйный ветер, ул..глись сн..га. Степи представляли ви(д, т) бурно(в, г)о моря, внезапно оледеневше(в, г)о… Выкатилось солнце на ясный небосклон, заиграли лучи е(в, г)о на в..лнистых сн..гах.
С. Аксаков
Укажи разницу в написании и произношении слов со скобками и пропущенными буквами.
Назови слова, которые употреблены в переносном значении.
240. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока.
Б. Составьте диалог, в котором расспросите друг друга об изученном на уроке.
241. Составь и запиши предложения с русскими словосочетаниями из упр. 238.
1 Буран – сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах).