УРОК № 47
Тема. Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях
Цель: углубить знания учащихся о вводных словах, ознакомить школьников со вставными конструкциями; развивать у них логическое мышление; воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о вводных и вставных конструкциях; осмысливают их роль в речи; правильно интонируют предложения с данными конструкциями и ставят в них знаки препинания.
Оборудование: учебник, карточки,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Выборочный диктант.
Выпишите предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания. Определите значение вводных слов.
Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье. (А. Пушкин) Определенно он опоздает я ведь его хорошо знаю. К счастью погода была тихая. (И. Тургенев) Будто где-то вдали послышалась тихая музыка. Я попрошу все-таки объяснить ваше поведение. Я к сожалению должен идти. Разумеется это правда. Итак все мои надежды рушились.
– Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
В данных предложениях найдите вводные слова и замените их другими, синонимичными.
Кажется, эту книгу я уже читал. К нашей радости, солнце выглянуло из-за туч. Очевидно, поезд опаздывает. Мы, разумеется, сделаем все возможное. К стыду моему, я так и не успел выполнить его просьбу.
КАРТОЧКА 2
Спишите предложения, вставляя после союза и подходящие по смыслу вводные слова или предложения.
Пушкин любил осень и воспел ее во многих стихотворениях. Лермонтов был выслан на Кавказ и там погиб на дуэли. Шевченко был не только поэтом, но и художником. Гоголь хорошо знал народную жизнь и сумел передать ее колорит в своих произведениях.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните предложения.
Он скрывал правду очень долго.
Он, к сожалению, скрывал правду очень долго.
Он, как мы узнали позже, скрывал правду очень долго.
Он скрывал правду очень долго (не хотел расстраивать мать).
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Вставные конструкции вносят в предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки. Они не могут находиться в начале предложения. Внутри основного предложения вставные конструкции обособляются более значительными паузами, чем вводные конструкции; на письме выделяются тире или скобками.
Вставными могут быть слова, словосочетания, предложения. Вставное слово выполняет функцию пояснения уточнения предшествующего слова или словосочетания: К этой палочке привязан груз (камень) весом в 3-4 килограмма. (В. Арсеньев)
Вставные словосочетания либо служат для уточнения члена предложения, либо для дополнительного содержания предложения в целом: Никита сдвинул брови (совсем как сейчас в поезде), резко повернулся и пошел прочь. (В. Кетлинская)
Вставные предложения приносят дополнительную информацию к тому, о чем идет речь в основном предложении: Даже мои хозяева – если они были дома – открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М. Горький)
Вставные предложения используются в различных стилях речи.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 181.
[2] – повторить материал на с. 150.
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Укажите значение вводных и вставных предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Наша команда, я в этом не сомневаюсь, выйдет в финал чемпионата. Андрей (ему тогда было лет девять) очень боялся лягушек. Маленькие рыбки сновали среди водорослей (вода в ручье была совершенно прозрачной). Первые опыты, как сообщила местная газета, дали обнадеживающие результаты. Он встал и, прихрамывая (он был на протезе), подошел к окну. (В. Каверин) Мальчик – это было заметно – подражал взрослым.
2. Дополните предложения вставными конструкциями с указанным в скобках значением и запишите, расставляя знаки препинания. Когда все кончилось (длительность действия), зрители долго не отпускали артистов. Однажды (время события) я бродил по лесу. Осторожно ступая по обледенелым ступенькам (причина действия), я зашел в подъезд. Сергей оперся подбородком о руки (причина действия) и задумался.
3. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите значение вводных и вставных конструкций.
Пр..ятели как мы уже сказали выше (н..)походили друг (на) друга. (И. Тургенев) (Во)время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной. (М. Горький) Булочники их было четверо держались в стороне от нас. (М. Горький) Однажды это было в конце июня доктор Хоботов приш..л по какому-то делу к Андрею Ефимы – чу. (А. Чехов) Вам я думаю тяжело жить доктор? (Н. Лесков)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 182 (письменно).
[2] – 369 (письменно).
– Тренировочные упражнения.
1. Спишите предложения, укажите, в каких из них вставные конструкции сходны по значению с вводными словами, в каких – содержат добавочное сообщение. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте буквы, где это необходимо.
Я ел а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня сидя (на)против думая о своем. (В. Солоухин) С песней всем известно ле..че жить и строить. (Н. Букин) Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)- ся с вами тоже (не)когда. (А. Гайдар) Солдаты их было трое ели (не)обращая внимания на Пьера. (Л. Толстой) Есть люди Пушкин принадлежит к их числу, следы которых (не)властно стереть даже время. (М. Басина) Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (П. Проскурин)
2. Замените в предложениях вводное слово вводными предложениями
А) синонимичными; б) содержащими добавочное сообщение.
Образец: Мой отец, несомненно, больше всех повлиял на меня. – Мой отец, я уверен, больше всех повлиял на меня. Мой отец (он сорок лет отдал медицине) больше всего повлиял на меня.
Андрей, конечно, не подведет своих друзей. Дождь, кажется, не скоро прекратится. Завтра, по сообщению синоптиков, будет хорошая погода. Он мне почти не помог, а точнее говоря, не помог вообще.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 185, 187 (письменно); [2] – 385 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Чем отличаются вводные конструкции от вставных?
– Какие знаки препинания ставятся в предложениях с вводными и вставными конструкциями?