Урок 65. ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ОСНОВЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
Узнаем о том, как использовать жизненный опыт в высказываниях
411. Спиши пословицу. Поясни ее смысл.
Пусть хорошее останется, а плохое пусть пройдет. Укажи в высказывании антонимы.
412. Послушай текст. Что такое жизненный опыт?
Жизненный опыт (укр. життєвий досвід) – это то, что формируется в процессе жизни. Мы совершаем ошибки, учимся на них и приобретаем опыт. Мы также учимся у других людей и тоже получаем опыт. Жизнь преподает нам уроки, и если мы хорошо усваиваем их, то становимся
Опыт невероятно важен в жизни каждого человека. Он помогает правильно оценить любую жизненную ситуацию и определить, как следует вести себя в тот или иной момент.
Следовательно, жизненный опыт – это то, что мы знаем, умеем и можем применить, чтобы достичь поставленной цели.
Из книги “Развитие личности”
С помощью вопросов уточни у учителя то, что в тексте тебе непонятно.
413. Задание на выбор. А. Приведи пример жизненной ситуации, когда ты совершил ошибку и приобрел опыт того, как не следует поступать.
Б. Приведи пример жизненной ситуации, когда ты научился чему-нибудь
В. Приведи примеры, когда твой жизненный опыт пополнялся благодаря знакомству с героями сказок, рассказов, стихотворений.
414. Прочитай. Найди подсказки автора, с какими силой голоса, темпом, интонацией нужно читать каждую часть текста. Подумай и ответь, почему он так озаглавлен.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный1 котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
В. Осеева
1 Взъеро́шенный – растрепанный, взлохмаченный.
· Что увидели мальчики? Какова была их реакция?
· Почему женщина их отругала?
· Совпадает ли отношение женщины к поступку мальчиков с твоим представлением о том, как нужно вести себя в подобной ситуации?
Подбери синонимы и антонимы к выделенным в тексте словам.
415. Составьте диалог, в ходе которого обсудите поведение мальчиков – героев рассказа из упр. 414.
416. Высказывание на основе жизненного опыта, как правило, составляется в виде рассуждения.
Используя данную памятку и материалы справки, составь устное высказывание-рассуждение по тексту из упр. 414 с опорой на свой жизненный опыт.
Памятка “Как составлять высказывание на основе жизненного опыта”
1. Опираясь на свой опыт, составь предложение-утверждение, в котором изложи, как следует вести себя в той или иной ситуации или каким образом следует поступить.
2. Объясни, почему именно такое поведение или решение даст положительные результаты.
3. Сделай вывод.
4. Обдумай текст высказывания, прежде чем произнести его вслух. Соблюдай основные требования к устному высказыванию.
С п р а в к а. (1. Утверждение). Если кто-то оказался в беде, ему обязательно надо помочь.
(2. Объяснение-доказательство с примером). Недавно со мной произошел… (Я стал свидетелем подобной истории…).
(3. Вывод). После этого я усвоил еще один жизненный урок… Недаром в народе говорят: помог ты – помогут и тебе.
417. Послушайте несколько высказываний, составленных одноклассниками, с помощью учителя обсудите и оцените их.
418. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. 1. Что ты узнал о жизненном опыте? 2. Как использовать жизненный опыт в высказываниях?
419. Спиши высказывание, раскрывая скобки. Подготовься пояснить его смысл. Для убедительности можешь устно привести пример из своего жизненного опыта.
Грамм собстве(н, нн)ого опыта стоит дороже тонны чужих советов.