СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 16
Тема. Знаки препинания и интонация в сложноподчиненных предложениях
Цель: углубить знания учащихся о сложных конструкциях; научить расставлять знаки препинания в сложных конструкциях, правильно интонировать их; совершенствовать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
И. В. Гете
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают составленные дома предложения.)
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложноподчиненное предложение?
2) Из каких предложений состоят сложноподчиненные предложения?
3) На какие вопросы отвечают придаточные предложения?
4) Являются ли подчинительные союзы членами предложения? А союзные слова?
5) Что такое составные союзы?
6) Какое место может занимать придаточное предложение по отношению
7) Какие виды сложноподчиненных предложений вы знаете?
8) В каких видах сложноподчиненных предложений есть указательные слова?
9) Какие виды придаточных предложений прикрепляются к главному союзными словами, какие – подчинительными союзами, а какие – и подчинительными союзами, и союзными словами?
3. Творческое наблюдение.
– Выразительно прочитайте предложения; проследите за интонацией в сложноподчиненном предложении.
1) Пока мама читала, братья внимательно следили за ее лицом.
2) Братья внимательно следили за лицом мамы, пока она читала.
3) Братья, пока мама читала, внимательно следили за ее лицом.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
При чтении сложноподчиненных предложений между главным и придаточным предложениями делается пауза, придаточное выделяется голосом; если придаточное стоит внутри главного, то оно произносится с заметным понижением голоса.
Придаточные предложения отделяются запятой.
Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союзного слова.
Меня спросили, куда я поеду летом. Я ответил куда.
Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации один раз – или до всего сочетания, или перед союзом что, чтобы, как.
Он не явился на занятия, потому что заболел.
Мы вынуждены были пойти в обход потому, что весенним половодьем снесло мостик.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Комментированное письмо.
– Запишите предложения, расставляя знаки препинания; обозначьте грамматическую основу каждого предложения; укажите виды придаточных.
1) Кругом было тихо так что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.
2) Я думал о том что случилось и ничего не понимал.
3) Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь после еды побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
4) Из-за скалистого холма где тек ручеек возвышался другой поглаже и пошире.
5) Лес стоял темный и молчаливый потому что главные певцы улетели.
6) Кто раз полюбил науку тот любит ее всю жизнь.
3. Лингвистический эксперимент.
– Запишите предложения, вставляя вторую часть двойных союзов и расставляя запятые; укажите, в каких случаях вторая часть союза факультативна;
1) Если нагреть какое-либо вещество… движение атомов в нем будет более интенсивным.
2) Чем выше мы будем подниматься в гору… меньше станет атмосферное давление.
3) Так как масса планет намного меньше массы Солнца… силы взаимодействия между планетами не играют большой роли. Каждая планета движется так как ей диктует сила притяжения одного лишь Солнца.
4) Если нагревать железо… оно сначала расплавится а потом испарится.
5) Чем ниже давление… ниже точка кипения; наоборот чем выше давление… эта точка выше.
– Прочитайте предложения; как меняется интонирование предложений в зависимости от наличия или отсутствия второй части союза?
4. Перевод предложений с украинского языка на русский.
– Запишите перевод предложений на русский язык, расставив запятые; определите вид, место и средства связи придаточных предложений в русском и украинском языках.
1) Коли ж ти мрієш добре працюєш добре теж.
2) Хоч старшина нерідко картав Хому за його вади проте й симпатизував подолякові.
3) Теплий туман слався по полю і налив балку по самі вінця так що дерева потопали в ньому.
– Выразительно прочитайте предложения на русском языке.
5. Лингвистическое конструирование.
– Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное, расставьте знаки препинания; определите вид придаточного предложения.
1) Березки выросли и теперь стали высокими ветвистыми деревьями; эти березки при мне были посажены около забора.
2) Автобус остановился на горном перевале. Далеко внизу пассажиры увидели сверкающее море.
3) Болота покрылись крепким слоем льда. В начале ноября неожиданно начались сильные морозы.
4) Снегопад прекратился. Регулярное движение городского транспорта возобновилось.
6. Работа с текстом.
– Выразительно прочитайте текст, делая паузы в тех местах, где должны стоять запятые.
Кот Васька
Утром когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется еще только бледной щелкой у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он знает что столовая без меня пуста и боится что в другом месте он может продремать мой вход в столовую. Он давно сидит тут и как только я вношу чайник с добрым криком бросается ко мне.
Когда я сажусь за чай он садится мне на левую коленку и следит за всем. Он смотрит как я колю сахар щипчиками как режу хлеб как намазываю масло. Мне известно что соленое масло он не ест а принимает только маленький кусочек хлеба если ночью он поймал мышь.
Когда он уверится что ничего вкусного нет на столе то он опускается на моей коленке потопчется немного и засыпает.
(М. Пришвин)
– Как иначе можно озаглавить этот текст?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра “Микрофон”.
– Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился…
Мне очень понравилось…
Я хотела б усовершенствовать свои навыки в…
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Повторить правописание отрицательных и неопределенных наречий.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.