3. ЗВУКИ И БУКВЫ
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
53
1. Прочитай стихотворение-загадку А. Парошина.
Время зимнее настало,
Грядки снегом закидало:
Там, где раньше рос укроп,
Возвышается… .
2. Запиши отгадку. Сделай устно звуко-буквенный анализ слова.
Рифма в этом стихотворении получилась из-за того, что последний звук в слове сугроб оглушается. Мы пишем букву б, а произносим глухой звук [п]: [сугроп] – [укроп].
В русском языке есть согласные звуки парные по звонкости-глухости. Некоторые
54
1. Прочитай в таблице сначала парные по звонкости-глухости, а затем – непарные согласные звуки.
Парные
[б] – [п] | [б’] – [п’] |
[в] – [ф] | [в’] – [ф’] |
[г] – [к] | [г] – [к’] |
[д] – [т] | [д’] – [т’] |
[з] – [с] | [з’] – [с’] |
[ж] – [ш] |
Непарные
Только звонкие:
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р]. [р’], [й].
Только глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’:].
2. Рассмотри
55
1. Прочитай пары слов.
Шар – жар, кол – гол, дом – том, суп – зуб, борт – порт.
2. Спиши из каждой пары слово, в котором первая буква обозначает глухой звук.
3. Подчеркни букву, которая обозначает шипящий звук.
56
1. Прочитай стихотворение-загадку H. Гулевича.
Под елками под колкими,
По лесным дорожкам
Бежит клубок с иголками
На коротких ножках.
2. Запиши отгадку. Определи, какой звук обозначает последняя буква слова. Глухой он или звонкий?
3. Спиши стихотворение. Подчеркни согласные буквы, которые не совпадают со звуками.
1. Прочитай отрывок из стихотворения В. Суслова. Какие звуки напомнили тебе шорох камышей?
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, ищут лягушат.
2. Запиши отрывок и подчеркни буквы, которые обозначают непарные глухие звуки.