ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ
УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ
73
Прочитай стихотворение.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!..
Рев слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье –
Звуки эти на заре записал я в Звукаре.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и “невкусный”!
Андрей Усачев
– О каких звуках говорится в стихотворении? Можно
74
Прочитай. Почему так важно уточнить, из каких звуков строятся слова?
Все, что нас окружает, из чего-то сделано: дом – из кирпича, стол – из дерева, тетрадь – из бумаги… Из какого материала сделаны слова?
Ты ответишь – из звуков. И будешь прав, но не точен. Слова состоят не из любых звуков, а из звуков речи. Их мы произносим и слышим.
75
Прочитай и дополни предложения.
Слова нашей речи состоят из звуков. На письме звуки обозначаются мы слышим и произносим, а… – видим и пишем.
76
Рассмотри рисунки и назови предметы.
– Произнеси еще раз каждое слово. Назови по порядку звуки в словах.
– Запиши слова. Назови буквы, которыми обозначены в этих словах звуки
ДОБРЫЙ СОВЕТ
Чтобы записать слово так, как оно звучит, на помощь приходят квадратные скобки. Квадратные скобки – это как бы домик для звуков. Например: [а], [б], [дом], [дама].
77
Прочитай предложения, составленные Незнайкой. Объясни ему его ошибки.
1. Ворона села на сок дерева. 2. Сук зажужжал и полетел над лужайкой. 3. Рот выгнул спину и поднял хвост трубой. 4. В саду пышно цвели козы. 5. Труд кормит, а пень портит. 6. Ус хорошо, а два – лучше.
– Как ты думаешь, почему эти предложения оказались смешными и нелепыми? Исправь и запиши их.
Какую роль играют звуки и буквы в слове? Дополни.
Если в слове заменим хотя бы один звук, одну букву или изменим их порядок, то…
78
Прочитай скороговорки.
1. Дятел дуб долбил, долбил, да не додолбил. 2. Ткачи ткали ткани на платье Тане. 3. На дворе трава, на траве дрова. 4. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
– Как ты думаешь, почему в скороговорках так много слов с повторяющимися звуками?
– Выучи одну скороговорку (по выбору) и научись ее быстро и четко произносить.
79
Назови одним словом.
1. Здание, постройка для жилья. 2. Усатая речная рыба. 3. Одна книга из многих. 4. Скатанный из снега шар для снеговика.
– Запиши слова. Построй звуковые схемы этих слов.
Какой вывод сделаешь?
80
Отгадай загадку.
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим.
81 Прочитай отрывок из сказки.
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
“Ох, беда, конек! – сказал. –
Царь велит достать
Жар-птицу
В государскую светлицу”.
Петр Ершов
81
Отрывок из какой сказки ты прочитал? О каких коньках говорится в этой сказке и в загадке упр. 80?
82
Прочитай.
Любили люди украшать избы коньками.
Мастер вырезал их из досок. Делал красивые узоры. В лучах солнца коньки на крыше отливают золотом.
– Спиши. В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, во втором – твердые согласные, в третьем – буквы, обозначающие гласные звуки Сверь написанное с учебником.
83
Прочитай.
Голова у морского конька точь-в-точь как у сказочного конька-горбунка. Тело его напоминает фигуру шахматного коня. Оно покрыто широкими щитками, а хвост кольцами.
По Геннадию Снегиреву
– О каких коньках ты теперь знаешь и можешь рассказать младшим сестре или брату?
Составь высказывание о разных коньках. Запиши его. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.
84
Прочитай.
Металлические коньки появились почти триста лет назад. Их называли скороходами. Их изгиб обычно украшали изображением конской головы. Отсюда название – коньки.
– Составь вопросы к тексту Вопросы и ответы запиши.
1. Когда… ? 2. Как… ? 3. Почему… ?