Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ
Уильям Барро. Серая и гнедая лошади и шотландская борзая
4. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР
Название анималистического жанра происходит от латинского слова animal – животное. К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, изображающие животных.
Произведения в жанре анималистики создавали уже первобытные люди. Обычно они изображали тех животных, на которых охотились, – мамонтов, бизонов, оленей. Рисунки, созданные цветными охрами
В Древнем Египте некоторых животных почитали, как богов. Многочисленные большие статуи и маленькие статуэтки изображают крокодилов и бегемотов, быков и баранов, шакалов и кошек, павианов (обезьян) и ибисов (красных птиц с длинными, загнутыми вниз клювами, “дальних родственников” аиста и цапли). Животные появляются также во многих древнеегипетских
Богиню Бастет в Древнем Египте изображали в виде кошки
Изображения животных были популярны и в Древнем Междуречьи. Одно из известнейших произведений Ассирийского искусства – рельефы, рассказывающие о царской охоте на львов.
Львы и львицы выглядят даже более выразительными, чем царь и его свита.
В античные времена главным объектом искусства стал человек. Мастера Древней Греции и Древнего Рима изображали животных искусно, но как-то равнодушно.
Замечательные изображения животных издревле появляются также в живописи, скульптуре и графике Китая, Индии, Японии.
Искусство Средневековья было прежде всего религиозным, но животные стали постоянными участниками некоторых библейских и евангельских событий. Например, в сцене Рождества всегда изображались осел и вол, которые своим дыханием согревают лежащего в яслях маленького Иисуса. Спутниками некоторых святых также считали животных. Например, святого Иеронима всегда сопровождал лев, святого Роха – собака, святую Агнессу – ягненок. Конечно, их и изображали вместе.
Традиционная китайская живопись.
Восхищает внимательное отношение китайских мастеров к мельчайшим деталям.
Традиционная индийская живопись.
Тигры – герои многих индийских мифов.
Леонардо да Винчи. Зарисовки кошек и других животных. Великий итальянский художник старался тщательно изучить (и воссоздать) жизнь во всех ее деталях. Животные не стали для него исключением.
В эпоху Возрождения за животными восторженно наблюдали известнейшие мастера. Так, Леонардо да Винчи заполнил огромный лист зарисовками кошек и других животных, а один из лучших рисунков Альбрехта Дюрера изображает зайца. Герои многочисленных портретов того времени позируют вместе со своими любимыми косматыми собачками, художники изображают этих модных домашних любимцев не менее внимательно и мастерски, чем их хозяев.
Отто Эрельман. Собака со щенками
Альбрехт Дюрер. Заяц.
Художник не ограничился зарисовкой. Он воссоздал каждый усик и волосинку на меху своего героя.
В. Серов. Иллюстрации к басням И. А. Крылова “Квартет”, “Обезьяна и очки”.
Художник стремился соединить изображение реальных животных, за которыми внимательно наблюдал в зоопарке, с сюжетами басен, герои которых действуют не всегда “по-звериному”.
Г. Кузнецов. Иллюстрации к повести Редьярда Киплинга “Маугли”
Фотограф – тоже художник-анималист
Арабский скакун.
Фото Войтека Квятковского
В XVII в. анималистика выделилась в отдельный жанр. В академической иерархии его место было довольно скромным, но популярность – огромной. Особенно увлекались анималистикой в Нидерландах. Здесь художников-анималистов было так много, что они тщательно “поделили” свои обязанности: кто-то изображал лишь птичьи дворы с петухами, индюками и павлинами, кто-то – коров на пастбище, кто-то – насекомых. Анималистам заказывали “портреты” охотничьих соколов, породистых собак и лошадей, которыми гордились владельцы. На рубеже XVIII-XIX вв. общеевропейскую известность приобрел швейцарский художник Готфрид Минд, который изображал преимущественно кошек и за это даже получил прозвище “Кошачий Рафаэль”.
В XIX в. популярность анималистики как отдельного жанра уменьшается, но художники продолжают обращаться к ней. Так, известный художник Валентин Серов создал цикл графических иллюстраций к басням И. Крылова. Животных, особенно лошадей, мастерски изображал скульптор Евгений Лансере.
Ученическая работа
Иногда анималистика используется очень неожиданно. Легендарный киевский “Дом с химерами” архитектора В. Городецкого декорирован многочисленными скульптурными изображениями животных – слонов, носорогов, оленей, даже рыб и жаб. Некоторые художники посвятили себя этому жанру, например Всеволод Аверин и Геннадий Кузнецов. Часто животных изображали в украинском народном искусстве (фигурная посуда в виде львов и барашков, мишки из гутного стекла). Всемирную славу получили фантастические животные и птицы художницы Марии Приймаченко.
1. Почему анималистика является одним из древнейших жанров?
2. В какие периоды анималистика была очень популярна, а когда ее популярность снизилась? Почему?
Нарисуйте любимое животное, стараясь по возможности точнее передать его форму, окраску, пропорции (используя советы на стр. 36).
Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки. План работы:
– Подберите, внимательно рассмотрите и запомните, как выглядит животное.
– На листе бумаги скомпонуйте изображение.
– Попробуйте воссоздать его на бумаге.
Вместе с родителями оформите свою работу, как описано в учебнике.
Г. Кузнецов. Герка
Кузнецов Геннадий Ефимович
(1947-2007) – украинский график, иллюстратор, анималист. Учился и работал в Киеве. Обращался к разным графическим и живописным техникам – литографии, линориту, пастели. Сотрудничал с киевскими издательствами “Веселка”, “Днипро” и др. Самые известные книги, которые проиллюстрировал художник, – “О девочке Наталочке и серебряной рыбке” Н. Трублаини, “Синяя птица” М. Метерлинка, “Маугли” Р. Киплинга. Графика Г. Кузнецова характеризуется эмоциональной насыщенностью, динамичностью композиции, технологическим мастерством; он часто и с блеском изображал животных. Работы мастера получали высокие награды на международных конкурсах книжного искусства.
Готфрид Минд. Кошка с котятами
Мина Готфрил (1769-1814) – швейцарский художник. Жил в г. Берн.
Болел аутизмом, не смог научиться читать и писать, но имел способности к рисованию и поэтому начал учиться акварельной живописи. Однажды учитель Минда нарисовал композицию, где фигурировала кошка.
Готфриду не понравилось, как именно она была изображена, и он создал свою версию картины, со временем – отдельное изображение кошки, а спустя некоторое время вообще увлекся рисованием этих животных.
С кошками Минд всегда дружил, любил с ними разговаривать, а главное – внимательно наблюдал и мастерски изображал не только внешность, но и привычки и характеры своих “моделей”. Художник изображал и других животных, а также детские игры (катание на санках и т. п.), занимался скульптурой, но общеевропейскую славу ему принесли именно акварельные рисунки кошек. Готфрид Минд поэтому получил прозвище “Кошачий Рафаэль”.
Н. Торопицина. Стивка. Анималистика.