СЛОВО
УРОКИ 67 – 68 БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ
347
Прочитай.
Мы поставили спектакль по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Аня Медведева, Нина Гороховская и Катя Сергеева играли трех сестриц. Юра Супрун был царем Салтаном, а Витя Шабатин – князем.
Гвидоном. Маша Денисенко исполняла роль царевны, а я играла белочку.
Наш спектакль по сказке о царе Салтане очень понравился всем ребятам.
– Знаешь ли ты, почему слова пишутся с большой буквы не только в начале предложения? Найди эти слова в тексте и
Запомни!
Аня, Юра, Гвидон, Салтан – это имена.
Супрун, Пушкин – это фамилии.
Александр Сергеевич – это имя и отчество.
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой (прописной) буквы – это орфограмма.
348
Ответь на вопросы. Запиши имена.
1. Как тебя зовут? 2. Как зовут твою маму? 3. Как зовут твоего папу? 4. Как зовут твоего брата, твою сестру? 5. Как зовут твоих бабушку и дедушку?
349
Дополни и запиши предложения.
Мое имя… , а фамилия… .
Моего друга (мою подругу) зовут… .
Наша учительница – … … .
350
Спиши.
Если твого папу зовут Петр,
351
Прочитай. Напиши так же о себе.
Моего дедушку зовут Александр Степанович. Моего папу зовут Сергей Александрович. Мое имя и отчество – Максим Сергеевич.
352
Прочитай.
Почти каждое имя в русском языке имеет полную форму (Мария, Сергей), краткую форму (Маша, Маруся, Сережа), уменьшительные и ласкательные формы (Машенька, Марусенька, Манечка; Сереженька).
Запиши свое полное имя. Как тебя называют родные?
353
Спиши.
Поэтесса Леся Украинка – любимая дочь украинского народа. Она написала много прекрасных стихов, ее пьесы идут на сценах украинских театров.
Выпиши из учебника по литературному чтению несколько фамилий писателей, рассказы и стихи которых вы читали в классе
354
Прочитай и выучи наизусть.
Как на Петино рожденье
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай.
– Объясни орфограммы в выделенных словах.
Запиши по памяти текст народной песни-игры со своим именем. Поиграйте в “Каравай” на переменах.
– Что такое каравай, калач? Найди их на рисунке.
355
Прочитай строчки из народной песни.
Аленушка молода
Калачей напекла.
Тетушка Арина
Кушала, хвалила.
А дедушка Елизар
Все пальчики облизал.
Калачи, калачи,
Хороши, горячи.
– Как ты понимаешь слова все пальчики облизал? Выпиши имена людей
356
Прочитай. Почему слова, которые звучат одинаково, в одном предложении записаны с большой буквы, в другом – с маленькой?
В нашем классе учится Вася Сокол, мы его называем Василек.
В небе парит сокол, во ржи синеет василек.
– Подбери самостоятельно подобные пары слов. Построй с ними предложения и запиши.
357
Составь и запиши два-три предложения с данными словами.
358
Рассмотри рисунки. Назови профессии этих людей. Какие фамилии произошли от названия этих профессий?
359
Послушай чтение учителя.
Народ с древних времен присматривался к птицам. И фамилии многим людям давались по названию птицы. Сколько у нас Орловых, Соколовых, Петуховых, Лебедевых, Гусевых, Журавлевых. Да разве перечислишь всех!
Бывает, человек носит птичью фамилию. А сам не знает, от какой птицы его фамилия пошла.
По Виталию Бианки
А ты знаешь, откуда пошла твоя фамилия? Встречались ли тебе фамилии, которые образовались от названий растений, животных? Какие?
360
Прочитай. От какого имени образованы эти фамилии?
Петров, Петренко, Петровский, Петрашевич.
– Образуй от имен Иван, Григорий, Сергей, Василий по две фамилии и запиши их в алфавитном порядке.