Буквы ь и ъ как разделительные знаки

УРОК № 23

Тема. Буквы ь и ъ как разделительные знаки

Цель: добиться усвоения правила “Употребление разделительных ъ и ь”; развивать умение правильно произносить слова с разделительными знаками; закреплять навыки применения изученных правил.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.

Буква

ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда – название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] – солью [л’й’у].

2. Чтение вслух. Наблюдение за произношением звуков.

– Прочитайте вслух.

Поленья, муравьи, счастье, полью, шьет.

– Какой звук произносится между согласным и гласными я, и, е, ю, е?

– Как это обозначается на письме?

3. Объяснение учителя.

Разделительный ь пишется в некоторых заимствованных словах перед о, например: батальон, почтальон, компаньон.

4. Беседа с учащимися.

– Перед какими

буквами пишется разделительный ъ? Разберем по составу слова объезд, предъюбилейный, подъем, объявление.

– После какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами?

– Сформулируем правило написания разделительных ъ и ь. Разделительный ъ пишется после приставок на согласные перед буквами е, е, ю, я. В остальных случаях перед этими же буквами и перед и пишется разделительный ь.

5. Объяснение учителя.

Разделительный ъ не пишется после префиксов на согласную перед буквами а, о, у, э, например: безаварийный, предолимпийский, сузить, сэкономить.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Распределительный диктант.

– Запишите, распределяя слова в два столбика: с разделительными ъ и ь.

1) Серьезный, подъем, лью, отъезд, трехэтажный, двухъярусный, обезьяна, съемка, лисьи, птичьи, вьюга, бьет, необъяснимый, пенье, предъявить.

2) Объезд, объявление, объяснение, дверью, бьются, объединение, третьего, перья, разъяснять, объявить, зверье, крылья, волчья.

2. Орфоэпическое упражнение.

– Прочитайте звуковую запись слов.

[в’йэст], [аб’йат], [жыв’ом] – [жыв’йом], [п’йу], [из’йат’].

– Запишите слова в соответствии с орфографическими нормами русского языка.

3. Работа с текстом.

– Прослушайте текст. Выпишите в тетрадь слова с орфограммой “Разделительные ъ и ь”.

Моя семья

У меня большая семья. Мои старшие братья учатся, а сестра работает. Она швея в ателье. Мои мама и папа тоже работают. У папы необычная профессия. Он конферансье. На концертах он объявляет выступления артистов, рассказывает веселые истории, шутит. Моя мама – зоолог, она изучает жизнь животных, особенно хорошо знает хищников. Волчьи и лисьи повадки ей хорошо известны. А вот я еще не решил, чем буду заниматься. Мне нравится фотосъемка. Возможно, я стану фотографом.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 21-22.

2. Выполнить упр. 225, 229.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Буквы ь и ъ как разделительные знаки - Плани-конспекти уроків по російській мові


Буквы ь и ъ как разделительные знаки