УРОК № 58
Тема. Частица не (практически). Аудирование. Развитие речи. Культура речи. “Знать, беречь, приумножать”
Цель: дать представление о частице как о части речи, о значении частицы не; повторить и обобщить материал по теме “Морфология”.
Оборудование: учебник, текст для аудирования, обобщающая таблица “Части речи”, схема “Части речи”.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
В русском языке есть еще одна служебная часть речи – частица.
Сравните предложения:
Метель утихла. Метель не утихла.
– Каким словом различаются предложения?
– Какое значение придает частица не?
2. Задание учащимся.
– Найдите частицу не. Как она пишется со словами?
Я боялся не застать вас. Птиц не было слышно. В дороге я не встречал признаков жилья.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Проверочный диктант.
– Запишите предложения. Перед какой частью речи употреблена частица не? Как она пишется?
Не
2. Творческое задание.
– Составьте и запишите несколько правил поведения (в транспорте, в школе, в театре и т. п.), используя частицу не.
IV. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ “МОРФОЛОГИЯ”
1. Работа с обобщающей схемой.
(Схему см. с. 98.)
– Воспользовавшись схемой, назовите известные вам части речи, приведите примеры.
2. Работа с таблицей.
– Заполните таблицу примерами, взяв их из помещенных ниже стихотворений.
Части речи
Самостоятельные |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Местоимение |
Глагол |
Наречие |
Служебные |
Предлоги |
Союзы |
Частица |
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок)
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(Ф. Тютчев)
– Какой части речи нет в текстах? Запишите ее в соответствующую графу таблицы.
V. АУДИРОВАНИЕ
(Объем текста художественного стиля – 300-400 слов, время звучания – 3-4 минуты. Текст читается один раз.)
Странные сны привиделись мальчику. Ему чудилось, будто старуха сняла с него одежду и облекла его в беличью шкурку. Теперь он мог прыгать и лазить не хуже белки; он познакомился с остальными белками и морскими свинками, народом весьма учтивым и благонравным; вместе с ними нес он службу у старухи. Сначала он допускался только до обязанностей чистильщика сапог, то есть он должен был смазывать маслом и начищать до блеска кокосовые орехи, которые старуха носила вместо башмаков. С этим делом он справлялся ловко, так как в отцовском доме его не раз засаживали за такую работу; приблизительно через год – снилось ему дальше – он был допущен до более тонкой работы: ему приказано было вместе с другими белками ловить пылинки, плясавшие в солнечном луче, а наловив достаточное количество, просеивать их через частое сито. Хозяйка считала солнечные пылинки за самое что ни на есть нежное на свете, а потеряв последние зубы, она не могла жевать как следует, а потому ей пекли хлеб из солнечных пылинок.
Еще через год его перевели в число тех слуг, что собирали питьевую воду для старухи. Не подумайте, что она приказала вырыть колодец или поставить во дворе бочку для дождевой воды; их работа требовала куда больше искусства: белки, а с ними и Якоб, скорлупками лесных орехов вычерпывали росу из роз – она-то и служила старухе питьевой водой. А старуха пила весьма много, поэтому водоносам приходилось туго. Через год его представили к работе по дому; на нем лежала обязанность держать в чистоте полы, а так как они были стеклянными и на них заметно было даже дыхание, то работа эта была нелегкая. Они терли полы щетками и, привязав к ноге старую суконку, ловко скользили по комнате. На четвертый год он был, наконец, определен на кухню. Это была почетная должность, до которой допускали только после долгих испытаний. Там Якоб из поваренка дослужился до старшего повара-паштетника и приобрел такой огромный опыт и умение во всем, касающемся поварского искусства, что часто сам себе дивился; все он постиг, всему научился, быстро и вкусно готовил самые замысловатые кушанья, паштеты, в которые входили двести разных приправ, овощные супы из всех существующих на свете травок.
Так протекло на службе у старухи лет семь; и вот как-то раз она собралась уходить, сняла свои кокосовые башмаки, вооружилась корзинкой и клюкой, а ему приказала ощипать курочку, нафаршировать травами и, вкусно подрумянив, зажарить к ее приходу.
(379 сл.) (По В. Гауфу)
Вопросы к тексту.
1. С какими животными познакомился мальчик у старухи?
Vа) С белками и морскими свинками;
Б) с бобрами и ежами;
В) с зайцами и лисами.
2. Как слуги собирали питьевую воду для старухи?
А) Вырыли колодец;
Б) поставили во дворе бочку для дождевой воды;
Vв) скорлупками орехов вычерпывали воду из роз.
3. Как долго мальчик был на службе у старухи?
А) Три года;
Vб) семь лет;
В) десять лет.
4. Назовите главные качества героя сказки:
Vа) умение и трудолюбие;
Б) неряшливость и лень;
В) легкомыслие и безответственность.
5. Определите тему прослушанного текста:
А) рассказ о старой волшебнице;
Vб) повествование о жизни мальчика у старухи;
В) описание сказочного дома старухи.
6. К какому типу речи относится данный текст?
А) Описание;
Vб) повествование;
В) рассуждение.
VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Слушание прочитанного учителем текста.
Учебник с. 258, упр. 568.
2. Обогащение словарного запаса учащихся.
Работа со словами, помещенными в рамке на с. 258.
3. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 570.
4. Беседа.
Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 259.
5. Работа с диалогом.
Учебник, с. 259.
1) Чтение диалога в лицах.
2) Определение главной мысли диалога (запись в тетрадь).
6. Обогащение культуры речи учащихся.
Осуществляется на основе рубрики “Сравните!”, с. 259.
7. Устное сочинение по данному началу.
Упр. 571.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 52.
2. Выполнить упр. 556, 557.
3. Повторить теоретический материал занятий 43-52.
4. Подготовиться к уроку тематического оценивания.