21. Читаем выразительно. Говорим: составляем рассуждение на заданную тему
168. Послушайте басню Ивана Крылова, которую прочитает учитель.
ДЕМЬЯНОВА УХА
“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай “. –
“Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет1,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” –
“Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, –
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же,
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Андрей Попов. Демьянова уха
1 Нужды нет (устар.) – неважно, не в этом дело.
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!” –
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И – очищает всю. “Вот друга я люблю! –
Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от
Схватя в охапку Кушак1 и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.
О чем эта басня? Считаете ли вы Демьяна гостеприимным хозяином? Почему же его щедрость и хлебосольство так не понравились гостю? Какой человеческий порок (недостаток) высмеивает автор?
Нравится ли вам иллюстрация художника А. Попова? Чем? Удалось ли ему передать характеры персонажей? Как бы вы проиллюстрировали басню? Попробуйте нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию.
169. Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Прочитайте слова: не пропускайте звук [й], правильно произносите безударные гласные и сочетания согласных.
Демьян [д’им’йан] – Демьянова
Пожалуйста [пажалуста]
Янтарем [йи]
Потчевал [ч’ч’и]
170. Правильно прочитайте слова и толкование их значения. Составьте или найдите в словаре толкование третьего и четвертого слова.
1. Потчевал – угощал.
2. Чванный (чванливый) – тот, кто чванится, ведет себя чванливо, т. е. важничает.
3. Потешь – …
4. В охапку – …
1 Кушак (устар.) – пояс из широкого куска ткани.
171. Выразительно прочитайте басню (упр. 168).
172. Прочитайте два толкования ситуации, описанной в басне (упр. 168).
Какое из них вы считаете правильным? Почему?
Составьте устное рассуждение на эту тему.
1. Хозяин был гостеприимным, щедрым человеком, а гость оказался неблагодарным. 2. Хозяин был гостеприимным человеком, но он не хотел считаться с гостем.
173. Спишите четвертую и пятую строки басни (упр. 168). Устно продолжите предложения.
Эти слова часто используют, когда хотят сказать…. В этом же смысле употребляют выражение, которое является названием басни – ….
174. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
С..сед, бе.. памяти, гост..пр..имным, приготовить, пригласить, сверить, с..всем, н..счаст..е, ужас(?)ный, ч..до, пон..мать, п..ч(?)ти, изменить, ниче..о, праз(?)ничный.
175. Прочитайте словарную статью из “Словаря русского литературного словоупотребления”. Составьте и запишите по 2 предложения со словами есть и кушать.
Кушать, – аю, – аешь; повелит, кушай, кушайте. Обычно употребляется при вежливом приглашении к еде и по отношению к детям. Угощает вареньем.: “Айвовое… Из Багдади… Обязательно кушайте… Он его очень любил”. Е. Евтушенко.
Не рекомендуется употреблять слово кушать в 1-м лице. Например: Давненько я такого борща не кушал.
Однако
Пригласить
176. Спишите, вставляя нужные слова из скобок.
Я пригласил его (поесть, покушать), но сам ничего не мог (есть, кушать). Он сказал: “Я кушать хочу!” А потом поправился: “Я (кушать, есть) хочу, я голоден”.