ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОКИ 53 – 55 ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
280
Прочитай. О ком здесь говорится?
Морская черепаха двигается в воде очень ловко. Что мы узнали о морской черепахе?
Обрати внимание!
Словами Морская черепаха двигается в воде очень ловко выражена законченная мысль, нарисована картина, которую ты можешь представить. Эти слова составляют предложение.
281
Прочитай. Какие группы слов составляют предложения?
1. В, черепаха, очень, плавать, вода, ловко.
2. Двигается с помощью, передние лапы, двигается вперед.
3. В
4. Задние лапы служат черепахе рулем.
– Сколько здесь предложений? О ком или о чем говорится в каждом предложении? Что говорится?
– Как на письме обозначаются начало и конец предложения? Спиши предложения.
Запомни!
Предложение выражает законченную мысль.
282
Прочитай текст. Голосом выделяй конец предложения. Между предложениями делай паузы.
Утро. Выплыло на небо красное солнышко. Петушок взлетел на забор и громко закричал: “Ку-ка-ре-ку!”. Пчелки расправили крылышки и полетели собирать нектар с душистых цветов.
По Наталии Ивановой
–
– Найди в тексте предложения по данным схемам. Выпиши эти предложения.
Запомни!
Мысль, которую мы высказали устно или письменно, – это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.
В устной речи предложения отделяются одно от другого паузами. К концу предложения голос понижается.
283
Прочитай, делая паузу после каждого предложения.
Лягушки – чемпионы по прыжкам в длину. Их передние лапки короткие, а задние – длинные. Поэтому они передвигаются прыжками.
Из журнала
– Спиши текст. Устно раздели на слоги выделенное слово. Составь схему первого предложения.
284
Прочитай молча, определяя границы (начало и конец) предложений.
ДЕЛЬФИНЫ
Дельфины – самые умные морские животные больного или раненого дельфина товарищи поддерживают на поверхности воды так дельфины спасают и людей дрессированные дельфины выступают в морских цирках – дельфинариях.
В Украине дельфинарии есть в Севастополе, Симферополе,
Одессе, Киеве, Днепропетровске и других городах.
Сколько предложений в этом тексте? Прочитай его вслух, выделяя голосом каждую законченную мысль Спиши текст, правильно обозначая начало и конец предложений.
Видел ли ты дельфинов? Расскажи, как это было.
Рассмотри рисунок. Каким предложением из текста его можно подписать?
285
Прочитай. Подбери подходящие по смыслу слова, которыми можно закончить данные предложения
1. Как-то в походе мы прошли десять километров. Правда, шли мы…
2. Однажды я забрался на верхушку высокой сосны. Правда, сосна…
Для справок. Была спилена и лежала на опушке; три дня; вдвоем; девять часов.
286
Составь из слов каждой группы предложение.
1. Пищей, для человека, растения, и, служат, лекарством.
2. И, предсказывать, они, погоду, могут.
3. К, очень, растения, изменениям, чувствительны, погоды.
Сколько предложений получилось? Запиши их.
287
Рассмотри лекарственные растения на рисунке, запиши их названия. Знаешь ли ты о каких-либо лечебных свойствах этих растений? Если нет, спроси у родителей. Составь и запиши предложения о лечебных свойствах двух из этих растений (по выбору).
Шиповник малина липа подорожник
288
Прочитай, выделяя голосом конец предложения.
МАМИНЫ ГЛАЗА
Утром мама будит нас.
Льется солнышко из глаз.
А на самом донышке
Мы с сестрой, как зернышки.
Геннадий Глушнев
– Сколько в тексте предложений? Спиши, назови предложение, которое соответствует данной схеме.
– Какие звуки обозначены выделенными буквами?
Помни!
При записи предложений используются такие знаки: . (точка); ? (вопросительный знак); ! (восклицательный знак); , (запятая); – (тире); : (двоеточие). Все эти знаки называются знаками препинания.
289
Прочитай.
Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денек почти сквозной.
А летний ветер пахнет мятой,
Полынью, медом, тишиной.
Елена Благинина
– Выражение денек почти сквозной можно объяснить как “прозрачный, ясный, безоблачный денек”. А как ты можешь объяснить сочетание слов ветер пахнет?
– Сколько предложений в этом тексте? Спиши второе предложение Какие в нем есть знаки препинания?
Обсуди с товарищем, чем может пахнуть ветер в саду, в поле, в лесу, в деревне, в городе.
290
Прочитай, подбирая слова из материала “Для справок”.
КТО С КЕМ ДРУЖИТ
Дружит орел с небом, а молоко – с… . Ручьи – с овражками, пчелы – с… . Дымок голубой дружит с… .
Сергей Погореловский
Д л я с п р а в о к. Ромашки, труба, хлеб.
– Сколько в тексте предложений? Назови знаки препинания в каждом. Запиши текст.
291
Прочитай. Сколько в тексте предложений?
Мы любим нашу школу –
Большой и светлый дом.
Здесь много дней веселых
Мы вместе проведем.
Агния Барто
– Обрати внимание на постановку знаков препинания.
Прочитай еще раз четверостишие и выучи его наизусть. Запиши текст по памяти.