Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Дом, в котором мы живем”

УРОК № 10

Тема. Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Дом, в котором мы живем”

Цель: развивать представление учащихся об орфоэпии; сформировать понятие сильной и слабой позиции звука в русском языке, указать на разницу между гласными звуками и буквами; прочитать текст, работать с ним.

Оборудование: учебник, орфоэпический, орфографический словари.

ХОД УРОКА

I. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учитель знакомит учащихся с результатами письменной

работы.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа с учащимися.

– Какой раздел науки о языке называют орфографией?

– Какой раздел науки о языке называют орфоэпией?

– Как называется словарь, помогающий правильно писать слова?

– Как называется словарь, помогающий правильно произносить слова?

2. Практическое упражнение.

– Пользуясь словарной статьей, помещенной на с. 49 учебника, сравните произношение слов в русском и украинском языках.

– В каком из языков произношение слов совпадает с написанием, а в каком – не совпадает?

3.

Устное упражнение.

Упр. 87.

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Объяснение учителя.

В русском языке 10 гласных букв: а, я, у, ю, е, е, ы, и, о, э и 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.

– Можете ли вы объяснить, почему я, е, е, ю, я – это буквы, а не звуки?

2. Практическое упражнение.

– Запишите слова в два столбика: в первый – с ударной гласной в корне, во второй – с безударной.

Воды, водяной; косы, косичка; глава, главы; трава, травы.

– Поставьте ударение в словах. Обозначьте корни.

Обратите внимание на произношение звуков в ударной и безударной позиции.

3. Беседа.

– Подумайте и объясните, почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения – слабой?

– Медленно произнесите слова весло, ледок, медовый. Какой звук произносится в первом слоге? (Звук, близкий к [и]).

– Является ли первый звук ударным?

– Как называется позиция звука, если на него не падает ударение?

4. Итог наблюдения.

Безударное положение гласных звуков называют слабой позицией.

Ударное положение гласных звуков – сильной позицией.

В безударной позиции о произносится как звук [а], например: молоко – м[а]л[а]ко; э – как [и], например: перо – п[и]ро; а после твердых гласных – как [а], например: гр[а]нит и как [и] после мягких согласных, например: ч[и]стица.

В безударной позиции четко произносятся звуки [и], [ы], [у]. Например: п[и]сьмо, кр[ы]лат[ы]й, [у]добный.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Стихотворение-загадка.

Упр. 89.

2. Задачка по орфоэпии.

– Запишите пары слов, проставьте ударения на разные слоги. Изменилось ли значение слов? Объясните, почему это произошло.

 Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Дом, в котором мы живем

Слова, которые пишутся одинаково, а звучат по разному и отличаются ударением, называются омографами.

3. Списывание.

– Спишите слова с доски. Находятся ли подчеркнутые гласные в сильной позиции? Обратите внимание на произношение подчеркнутых гласных.

Просторы, событие, страна, торжество, человек, гора, картофель, макароны, пламя.

4. Диктант с орфоэпическим заданием.

– Запишите слова. Поставьте ударения. Укажите звук, который произносится на месте подчеркнутых гласных.

Например: ч[и]сы.

Счастливый, щавель, участие, бежать, звезда, ветер, лагерь, чудеса; моряк, коридор, команда, порог, отряд, космос, костер.

5. Выборочный диктант.

– Прослушайте пословицы. Следите за произношением безударных гласных. Выпишите слова, в которых безударный звук [о] произносится как [а].

1) В гостях хорошо, а дома лучше. 2) Не красна изба углами, а красна пирогами. 3) Конец – всему делу венец. 4) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 5) Коса – девичья краса. 6) Один в поле не воин.

6. Фонетическое упражнение.

Запишите звуковой состав данных слов, подчеркните безударные гласные.

Пример: дома – [дама].

Голова, слово, огороды, камень, иголка, выдумка.

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 53.)

2. Библиографическая справка. Словарная работа. Осуществляется на основе информации, помещенной в рамке, с. 53.

3. Чтение опорных слов и словосочетаний.

Упр. 99.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 100.

5. Выявление восприятия.

Упр. 101 (письменно).

6. Обогащение словаря учащихся.

Упр. 102.

7. Устная беседа по прочитанному тексту. Вопросы и задания. Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 54.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 51.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 9 (Теория А, Б).

2. Выполнить упр. 92, 93.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)


Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Дом, в котором мы живем” - Плани-конспекти уроків по російській мові


Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Дом, в котором мы живем”