УРОК № 15
Тема. Глухие и звонкие согласные, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. “Любимый уголок в доме”
Цель: углубить знания учащихся о звонких и глухих согласных; ознакомить с классификацией звуков (сонорные, звонкие и глухие); обучать навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; работать с орфограммой “Проверяемая согласная в корне”; развивать речь учащихся, совершенствовать ее культуру.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
ХОД
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
Глухими согласными называются такие, которые состоят только из шума, например: [п], [ш], [с].
Звонкими согласными называются такие, которые состоят из голоса и шума, например: [б], [ж], [з].
2. Работа с таблицей.
Глухие и звонкие согласные
Глухие согласные: | |
Звонкие согласные: |
Большинство звонких и глухих согласных
Не имеют парных звуков глухие согласные х, ц, ч, щ (они называются шипящими) и сонорные звонкие согласные. Сонорными называются согласные, которые состоят из голоса и шума, но с преобладанием голоса: [й], [р], [л], [м], [н].
3. Упражнение с использованием таблицы.
На доске записаны слова:
Голос, гора, жить, жар, зуб, злой, дом, тело, бочка, балка, шалость, точка.
– Перепишите слова. Пользуясь таблицей “Глухие и звонкие согласные”, замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким. Рядом запишите полученные слова.
4. Работа с опорной записью.
На доске записаны слова:
Бег, узкий, сгиб, голубь, молотьба, отбой, просьба.
– Прочитайте слова вслух. Подчеркните звонкие согласные, которые звучат как глухие. Обведите глухие согласные, которые звучат звонко.
5. Объяснение учителя.
В украинском языке звонкие согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова и перед глухим согласным не оглушаются, например: хлі[б], обі[д], моро[з], ягі[д]ка, ка[з]ка, кни[ж]ка.
Орфограмма “Проверяемые согласные в корне”.
В русском языке звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются.
Чтобы не ошибиться в написании согласных в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоит гласный. Например:
6. Тренировочное упражнение.
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)
– Запишите под диктовку слова, обозначьте в них орфограмму “Проверяемые согласные в корне”. Устно подберите проверочные слова.
Взгляд, приказ, клюв, гараж, бутерброд, носорог, творог, арбуз.
– Прочитайте слова в соответствии с нормами произношения.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Решение занимательных грамматических задач-шуток.
– Отгадайте загадки. Ответом будут слова, отличающиеся одним согласным звуком.
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Колос – голос)
2) С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.
(Коса – коза)
3) С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем мы обитаем.
(Том – дом)
2. Тренировочные упражнения.
1) Характеристика звонких и глухих согласных.
– Запишите словосочетания. Подчеркните в них парные глухие и звонкие согласные.
Недостаток влаги, праздничные флаги; трусливый зайка, сдобная сайка; тоненький колосок, нежный голосок; зеленая пашня, высокая башня.
2) Наблюдение над текстом.
– Прослушайте отрывок из стихотворения. Вслушайтесь в его звучание. Сколько раз повторяется звук [ш]? Почему? Охарактеризуйте этот звук.
Шуршащая песенка
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
(П. Усачев)
Комментарий учителя.
Поэты иногда подбирают слова так, чтобы сочетания звуков их повторением передавали звуки окружающего мира. Такой прием называют звукописью.
3. Словарный диктант.
Краб, хлеб, сруб, сапог, поджог, любовь, фонарь.
– Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные, одной чертой, а буквы, обозначающие глухие согласные, двумя чертами.
4. Загадки с лингвистическими заданиями.
(Текст без отгадок, записанный на карточках,- на каждой парте.)
– Отгадайте загадки. Выпишите слова с проверяемыми глухими и звонкими согласными.
1) Колюч, да не еж.
2) Вьется веревка, на конце головка.
3) На тычинке городок, в нем семьсот воевод.
Отгадки: ерш, змея, колос.
5. Коллективная работа.
(Один ученик работает у доски.)
– Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи. Запишите эти слова.
[роф], [плот], [уш]
6. Лингвистическая задача.
(Текст, записанный на карточках,- на каждой парте.)
– Выберите одно из двух написаний. Устно объясните свой выбор.
Ре(з/с)ьба, прокла(д/т)ка, погру(з/с)ка, матре(ш/ж)ка, игру(ш/ж)ки, теле(ж/ш)ка, ме(д/т)ко, бли(з/с)ко, та(г/к)же.
7. Словарный диктант. работа с орфографическим словарем.
Автомобиль, асфальт, баскетбол, вокзал, кувшин, общий, рюкзак, футбол, экзамен, завтрак.
– Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю. Запомните их.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение учителем текста “Под крышей”.
(учебник, с. 71 – 72.)
2. работа с опорными словами и словосочетаниями.
Упр. 152.
3. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 153.
4. Выявление восприятия.
Упр. 154.
5. Игра “Соедини слова”.
Упр. 155.
6. устная беседа по прочитанному.
Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 73.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 14.
2. Выполнить упр. 149.
3. Подготовиться к уроку тематического оценивания.