ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 45
Тема. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте
Цель: научить использовать вводные слова как средство связи предложений в тексте; развивать умения и навыки работы с текстом, формировать у учащихся способность логично и последовательно высказывать собственное мнение, используя различные по значению группы вводных слов, сочетаний, предложений; воспитывать культуру
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, толковый словарь.
ХОД УРОКА
Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.
Р. Эмерсон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
Разыгрывание диалогов на лингвистическую тему.
2. Упражнение с выборочным ответом.
Предложения записаны на доске. (Осуществляется взаимопроверка работ.)
– Определите, являются ли выделенные слова или сочетания
– Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А – является вводным словом. Б – не является вводным словом.)
I вариант
1) Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
2) Словом Гаврика терзали сомнения.
3) Нет ничего приятней кстати, чем делиться с кем-нибудь красотой, чем указывать читателю на те или иные красоты, которые он по неопытности может и не заметить.
4) Кстати бывает только то, что остроумно.
5) Наоборот прочтите “ропот” – и обозначится топор.
6) Семен Акопович без всякого злорадства, а наоборот даже с некоторым сожалением нашел в наборе три серьезные ошибки.
7) Слово порой бывает действеннее физического действия.
8) И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает.
8) Разговор опять принял как будто бы самый мирный оборот.
9) В сущности в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов.
10) Погода была ветреная, ветер однако не совсем попутный.
11) Алпатов однако заметил не совсем искренний тон.
II вариант
1) Ночью весь мир огромный кажется много проще.
2) В моем ответе он увидел насмешку, но кажется тут даже и насмешки не было.
3) Что может быть интересного в жизни обыкновенного мальчика и его соседей?
4) Неосторожно быть может поступила я.
5) К счастью путь удивительный начат, не ослабнет задор молодой.
6) К счастью на берегу никого не было.
7) Правда на свете одна, только истинная.
8) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.
9) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!
10) Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.
11) Вверху однако ж небо было свободно от туч.
12) Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | А | Б | Б | А | Б | А | Б | А | А | А |
II вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | Б | А | Б |
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Творческое реконструирование.
– Прочитайте. Вставьте в начало каждого второго предложения необходимое вводное слово, таким образом указав на связь мыслей, выраженных в простых предложениях.
– Перепишите, расставляя запятые.
– Сделайте вывод об использовании вводных слов как средства связи предложений в тексте.
– В каком значении употреблено выделенное слово? Какие еще значения этого слова вы знаете?
1) Это параллельные линии. Они не пересекаются.
2) Вводное слово грамматически (не)связано с другими словами в предложении. Оно не является членом предложения.
3) Работая над историческим произведением, писатели изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого необходимо и научное знание и творческая фантазия.
2. Работа с текстом.
– Прослушайте текст. Сформулируйте тему и главную мысль, озаглавьте его.
– Объясните постановку знаков препинания.
– Кратко перескажите текст.
– Какие аргументы представляет рассказчик для обоснования своего утверждения? Согласны ли вы с ним? Подберите собственные аргументы для обоснования возражения.
– Разыграйте диалог одноклассников, используя вводные слова.
– Переведите выделенные слова на украинский язык, объясните разницу в их написании и употреблении.
– Составьте 2-3 вопроса по тексту. Предложите соседу по парте ответить на них.
Писатель Тургенев говорил, что русский язык “великий и могучий”. Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык еще и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился.
Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие там безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных сколько разных ударов получал и в школе и дома!..
А вообще-то, рассуждал я, какая разница – писать ли “моршрут” или “маршрут”, “велосипед” или “виласипед”? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы все было понятно. А какая там буква в середине стоит – “а” или “о”,- это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но так как пока еще люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку.
(А. Алексин)
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Задание высокого уровня: используя вводные слова, составить памятку для учащихся младших классов “Как стать грамотным”.