УРОК № 43
Тема. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам (в сочетании с существительными)
Цель: дать учащимся понятие о склонении прилагательных, об определении рода, числа, падежа прилагательных; развивать умение согласовывать прилагательные с существительными, определять окончания прилагательных; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся склоняют имена прилагательные, согласовывают их с существительными; определяют род, число и падеж прилагательных; определяют окончания прилагательных.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Прочитайте стихотворение. Выпишите все прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны. Выделите окончания и объясните их употребление.
У народа есть слова:
“Хлеб – всей жизни голова”.
Хлеб не только
Белый,
Серый,
Сдобный,
“Докторский”,
Ржаной.
Он еще, сказать к примеру,
Трудовой
И даровой.
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий,
Хлеб
У него свои повадки.
У него характер свой…
(В. Бакалдин)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Тренировочное упражнение.
Спишите, раскрывая скобки. В прилагательных выделите окончания.
В (незнакомая) местность, с (большая) осторожностью, к (утренний) поезду, по (рыхлый) снегу, у (северный) оленя, до (поздний) вечера, на (ясный) небе, около (раскидистая) ели.
– Проверка домашнего задания.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Работая над упражнением, вы обратили внимание на то, что прилагательные согласуются с существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. Чтобы определить окончание прилагательных, воспользуемся принципом эха.
Зададим вопрос, а “эхо” ответит нам окончанием: морем каким? (-им!) синим, улыбкой какой? (-ой!) доброй, утром каким? (-им) ранним, теплым (после мягкой согласной – и, е, после твердой – ы, о).
Учтите, что прилагательные мужского рода в именительном падеже имеют окончания – ый, – ий, – ой, а отвечают на вопрос какой?: умный, тихий, большой.
– Работа по вариантам.
Просклоняйте прилагательные по падежам. Выделите окончания прилагательных.
I вариант
Ясная зимняя погода.
II вариант
Зимний морозный ветер.
III вариант
Солнечное зимнее утро.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные окончания. Обозначьте падеж прилагательных.
На нов..м красив..м платье, о светл..м праздничн..м наряде, с умн..м делов..м человеком, над широк..м желт..м полем, красн..-махров.. гвоздику, бел.. скром.. астру, у серьезн.. аккуратн.. девочки, от ал.. душист.. розы.
2. От данных существительных образуйте прилагательные; подберите к ним существительные и полученное словосочетание запишите в творительном и предложном падежах. Выделите окончания.
Образец: солнце – солнечнее утро – солнечным утром, о солнечном утре.
Радость, интерес, ненастье, власть.
3. Переведите с украинского языка на русский. Назовите прилагательные-антонимы. Определите их род и падеж. Сравните окончания прилагательных.
Колос повний до землі гнеться, а пустий угору дереться. Порожня бочка гучить, а повна мовчить. З великої хмари малий дощ. Якщо темна ніч, то ясні зорі.
4. Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Поставьте вопрос к прилагательному. Определите род, число, падеж. Выделенное слово разберите по составу и подберите к нему однокоренные слова.
Образец: в место (какое?) надежное – ср. р., ед. ч., В. п.
Белки в случае опасности переносят своих детей в надежное место. Скачок с дерева на дерево для ловкой белки нипочем. Во время еды белка держит в передних лапках орех или шишку. В мороз белка спит в дупле, укрывшись пушистым хвостом. Летом белка имеет рыжую шерсть, а к зиме надевает более пушистую и теплую серую шубку.
– Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 431; [2] 299.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнение: [1] 430; [2] 301.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита?
– Какие еще окончания прилагательных вы знаете?