Изменение прилагательных по родам, числам, падежам (в сочетании с существительными)

УРОК № 43

Тема. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам (в сочетании с существительными)

Цель: дать учащимся понятие о склонении прилагательных, об определении рода, числа, падежа прилагательных; развивать умение согласовывать прилагательные с существительными, определять окончания прилагательных; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся склоняют имена прилагательные, согласовывают их с существительными; определяют род, число и падеж прилагательных; определяют окончания прилагательных.

Оборудование:

учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Прочитайте стихотворение. Выпишите все прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны. Выделите окончания и объясните их употребление.

У народа есть слова:

“Хлеб – всей жизни голова”.

Хлеб не только

Белый,

Серый,

Сдобный,

“Докторский”,

Ржаной.

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий – тяжкий,

Горький – сладкий,

Хлеб

различен меж собой.

У него свои повадки.

У него характер свой…

(В. Бакалдин)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Тренировочное упражнение.

Спишите, раскрывая скобки. В прилагательных выделите окончания.

В (незнакомая) местность, с (большая) осторожностью, к (утренний) поезду, по (рыхлый) снегу, у (северный) оленя, до (поздний) вечера, на (ясный) небе, около (раскидистая) ели.

– Проверка домашнего задания.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Работая над упражнением, вы обратили внимание на то, что прилагательные согласуются с существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. Чтобы определить окончание прилагательных, воспользуемся принципом эха.

Зададим вопрос, а “эхо” ответит нам окончанием: морем каким? (-им!) синим, улыбкой какой? (-ой!) доброй, утром каким? (-им) ранним, теплым (после мягкой согласной – и, е, после твердой – ы, о).

Учтите, что прилагательные мужского рода в именительном падеже имеют окончания – ый, – ий, – ой, а отвечают на вопрос какой?: умный, тихий, большой.

– Работа по вариантам.

Просклоняйте прилагательные по падежам. Выделите окончания прилагательных.

I вариант

Ясная зимняя погода.

II вариант

Зимний морозный ветер.

III вариант

Солнечное зимнее утро.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Вставьте пропущенные окончания. Обозначьте падеж прилагательных.

На нов..м красив..м платье, о светл..м праздничн..м наряде, с умн..м делов..м человеком, над широк..м желт..м полем, красн..-махров.. гвоздику, бел.. скром.. астру, у серьезн.. аккуратн.. девочки, от ал.. душист.. розы.

2. От данных существительных образуйте прилагательные; подберите к ним существительные и полученное словосочетание запишите в творительном и предложном падежах. Выделите окончания.

Образец: солнце – солнечнее утро – солнечным утром, о солнечном утре.

Радость, интерес, ненастье, власть.

3. Переведите с украинского языка на русский. Назовите прилагательные-антонимы. Определите их род и падеж. Сравните окончания прилагательных.

Колос повний до землі гнеться, а пустий угору дереться. Порожня бочка гучить, а повна мовчить. З великої хмари малий дощ. Якщо темна ніч, то ясні зорі.

4. Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Поставьте вопрос к прилагательному. Определите род, число, падеж. Выделенное слово разберите по составу и подберите к нему однокоренные слова.

Образец: в место (какое?) надежное – ср. р., ед. ч., В. п.

Белки в случае опасности переносят своих детей в надежное место. Скачок с дерева на дерево для ловкой белки нипочем. Во время еды белка держит в передних лапках орех или шишку. В мороз белка спит в дупле, укрывшись пушистым хвостом. Летом белка имеет рыжую шерсть, а к зиме надевает более пушистую и теплую серую шубку.

– Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 431; [2] 299.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] 430; [2] 301.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита?

– Какие еще окончания прилагательных вы знаете?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Изменение прилагательных по родам, числам, падежам (в сочетании с существительными) - Плани-конспекти уроків по російській мові


Изменение прилагательных по родам, числам, падежам (в сочетании с существительными)