РАЗДЕЛ III. ПРИРОДЫ РАЗНОЦВЕТНОЙ ЗВУЧАТ ГОЛОСА
4. КАРНАВАЛ ПТИЦ
Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он – забияка, поутру – часы. (петух)
Карнавал животных продолжается… Сегодня на музыкальном карнавале себя будут представлять птицы.
– К. Сен-Санс. Цикл “Карнавал животных”. Петух и куры. ? Можно ли назвать эту пьесу “Кот и котята”? Почему?
– А какие это птицы?
Что за птичка на суку
Нам поет ку-ку, ку-ку?
Всем в лесу она
Подружка,
А зовут ее… (кукушка)
Вот
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(лебедь)
– Как будут отличаться музыкальные пьесы, если их создать к стихам о птицах? Можно ли музыку кукушки исполнять на виолончели, а лебедя – на барабане?
– К. Сен-Санс. Цикл “Карнавал животных”. Кукушка в чаще леса. Лебедь.
– Как ты думаешь, музыку какой из птиц отображает эта нотная запись? Объясни. Эта мелодия песенная или танцевальная?
– Какие музыкальные инструменты “рассказывали” о птицах? Сравни их
М. Кислей. Во дворе
– Игра “Эхо”.
– Представь, что ты – птица, которая исполняет фантастический танец под музыку. Передай ее движения руками – “крыльями”.
4. КАРНАВАЛ ПТИЦ
В мире волшебном
Сказки любимой
Летят чудо-птицы
Неудержимо.
Светят их перья
Всеми цветами,
Слышится песня
В небе над нами.
Н. Чубко. Журавли
Красавцы павлины, величавые лебеди и журавли, красочные петушки, нежные голуби, хрупкие ласточки часто становятся “героями” красивых декоративных росписей, причудливых вытинанок, аппликаций. Благодаря богатству цветов и оттенков эти птицы выглядят сказочными среди необычных цветов.
– Внимательно рассмотри иллюстрацию. Кто изображен в центре каждой композиции?
Чем художники заполнили пространство вокруг птиц?
Похожи ли они на тех, которые воспеты в народных песнях?
– Вспомни песни, в которых упоминаются птицы.
М. Тимченко. Мамина гордость
Чудо-птицу можно нарисовать красками, вырезать из цветной бумаги, выполнить в технике аппликации.
Э. Мора. Вытинанка
X. Масселвайт. Сова
– Создай декоративную композицию “Чудо-птица” (цветная бумага, отрывная аппликация). Твоя птица может лететь или сидеть на веточке, которая расцвела яркими волшебными цветами. Представь, какими должны быть головка, крылья и хвост твоей чудо-птицы.
– Расскажи сказочную историю о своей чудо-птице.