МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§22 Написание не с именами существительными и именами прилагательными
1. Прочитайте стихотворение С. Бондаренко. Какие слова делают это стихотворение забавным? Выпишите слова, которые не употребляются без не. восстанавливая их.
СТРАНА БЕЗ ЧАСТИЦЫ не
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже.
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
2. Сформулируйте общее для всех частей речи положение правила “Написание не со словами” по данному началу фразы.
Если слово не употребляется без не, то….
200
1. Спишите
2. Подчеркните однородные члены предложения, противопоставленные союзом а.
3. Проанализируйте, при каком условии частица не со словами всегда пишется раздельно.
1. Спор решает не меч.. а реч… 2. Чес..на не кудрявая реч.. а правдивая. 3. Учен..е без умен..я не польза а беда. 4. Пишут не пером а умом. 5. Не кусок пирога а честь дорога. 6. Живи не прошлым а завтрашним днем. 7. Ум определяется не возрастом, а головой. 8. Один в поле не воин. 9. Не хлебом единым жив человек. 10. Счастье – не птица, само не прилетит.
4. Сформулируйте общее для всех частей речи положение правила “Написание не со словами” по данному началу фразы.
Если к слову с не есть противопоставление с союзом а, то….
201 Анализ теоретического материала
1. Придайте словам противоположный смысл с помощью префикса без – (бес-). Как называется этот способ образования слов?
2. Используя синоним или толкование, докажите, что с помощью префикса без – (бес-) образовано новое слово.
Известность безызвестность, порядок, грамотность, опасность.
Не с именами существительными и именами прилагательными пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление с союзом а: не_правда,
Не с именами существительными и именами прилагательными пишется слитно, если:
1) слово без – не не употребляется: невежа, небылица;
2) с помощью префикса не – образовано новое слово. Чтобы доказать, что с помощью не образовано новое слово, подберите к нему синоним или дайте проверяемому слову толкование (объяснение): невысокий – низкий, недостаток – неправильность в ком – либо или в чем-либо.
3. С помощью префикса не придайте словам противоположный смысл.
Используя синоним или толкование, докажите, что с помощью префикса не образовано новое слово.
Безызвестность, беспорядок, безграмотность.
202
Спишите слова, придавая им противоположный смысл с помощью префикса не-. Докажите слитное написание не с помощью синонима или толкования.
Образец. Осторожность – неосторожность (риск).
Вежливость, правдивость, скромность, тактичность, решительность. внимательность.
203
1. Выпишите сначала слова, которые не употребляются без не.
2. Выпишите слова слитное написание которых с не вы можете объяснить, подобрав синоним.
Образец. Неправда – ложь.
3. Выпишите слова, слитное написание которых с не можно объяснить, подобрав толкование.
Образец. Нежелание – отсутствие желания.
Невезение, неприятель, небылица, неваляшка, неаккуратность, неблагодарность, неласковость, невежливость, нелепость, ненастье, неопытность, неосторожность, недруг, неграмотность, незабудка.
204
1. Спишите слова, придавая им противоположный смысл с помощью префикса не-. Докажите слитное написание не с помощью синонима или толкования (устно).
2. От образованных вами существительных с префиксом не – образуйте прилагательные. Запишите по образцу.
Образец. Решительность: нерешительность – нерешительный.
Верность, зрелость, корректность, порядочность, скромность, терпеливость, воля, естественность, терпимость, опытность, осторожность, погода, аккуратность, благодарность.
205 Диктант по памяти
1. Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. Объясните написание не с глаголами.
2. Спишите стихотворение, раскрывая скобки, либо выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.
Ленивая кошка
(не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка
(не) моет ушей.
Ленивая мышка
(не) выроет норку.
Ленивый мальчишка
(не) любит уборку.
Ленивая мушка
(не) любит летать.
Ленивый мальчишка
(не) хочет читать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
(не) будь на земле
(не) ленивой старушки?
206
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.
2. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы. Объясните слитное или раздельное написание слов с не.
1. Основной пр..знак мудрости это терпимость к (не)достаткам других людей. 2. Мне хотелось взорвать его привычную (невозмутимость и (не)брежность (В. Васильев). 3. Всякая (не)правда грех (Пословица).
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения и морфологический разбор выделенного слова.
Проверьте свои знания
207
Завершите высказывание.
1. Существительные с не пишутся слитно, если….
2. Если слово без не не употребляется, то….
208 “Четвертый лишний”
1. (Не)лепость, (не)дуг, (не)знание, (не)поседливость.
2. (Не)осторожный; (не)естественный; (не)смелый, а трусливый; (не) друг.
209
1. Спишите пословицы, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. В какой ситуации может быть использована каждая пословица?
1.Артел..ю хорошо и (не)друга бить. 2. Жадность здоров..ю (не)друг. 3. Жизнь прожить – (не)поле перейти. 4. Одно дер..во – (не)лес. Один человек – (не)народ. 5. От любви до (не)нависти – один шаг. 6. Лу..ая ноч.. что (не)нас. ный день. 7. Нрав г..ряч.. – жди (не)удач… 8. В осе..ее (не)настье семь погод на дворе.
3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова