3 класс
Состав слова. Правописание
Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне
СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Подобрать и записать слова для проверки написания звонких – глухих согласных корня.
Зуб – суп, робкий – хрупкий, сугроб – тулуп. Испуг – крик, ногти – локти. Гладкий – меткий, селедка – плетка. Кружка – кошка, ложка – поварешка. Тормоз – термос, низший – высший.
2. Образовать проверочные слова, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Улыбка,
3. Составить предложения со словами, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Луг – лук, пруд – прут, молод – молот, везти (кирпич) – вести (малыша).
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Выписать выделенные слова со звонкими или глухими согласными. Рядом записать проверочные слова.
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
(А. Барто)
КРОКОДИЛ ГЕНА НА МОТОЦИКЛЕ
Бешеный мотоцикл мотал бедного Гену по городу. Он никак не хотел останавливаться. Сначала Гена проехал через подземный переход. Зубы его барабанили дробь. Потом пристроился к почетному эскорту президента Танзании. И заслужил очаровательную улыбку от танзанийской принцессы. Потом три раза объехал вокруг большой синей машины типа бензовоз. Только это был не бензовоз, а черниловоз. Он привез чернила для весенних контрольных работ школьников. Бедный водитель черниловоза резко затормозил. И половина чернил вылилась на площадь. Дальше Гена помчался к центру города. Он оставлял за собой длинный чернильный след.
(По Э. Успенскому )
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Подчеркнуть однокоренные слова с чередующимися согласными.
КАПРИЗНАЯ РЕЧКА
Девять капризов у речки в день!
То вода в реке пресная, то соленая. То она в одну сторону течет, то в другую. То речка глубокая – на коне не переедешь. То она мелкая – курица вброд перейдет.
И рыба в ней то морская, то пресноводная. Маленькая речушка, а норовистая.
49 слов. (По Н. Сладкову )
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.
(С. Маршак)
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются.
Голоса кругом…
(А. Блок)
2. Подчеркнуть в выделенных словах первых частей стихотворений безударные гласные корня, а в выделенных словах вторых частей – сомнительные согласные.
ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА О СЛОНЕНКЕ
1. Кого только нет у меня в лесу –
И лось, и коза, и барсук.
И старый глухарь, услыхавши лису,
Взлетает на толстый сук.
И еж по дорожке спешит, семеня,
Наверно, к дружкам на обед.
Но нету слоненка в лесу у меня,
Слоненка веселого нет.
2. Мне еж вышивает рубаху крестом,
Приходит коза с молоком,
Лисица мой дом подметает хвостом,
Пчела угощает медком.
Синица летит надо мною звеня.
И заяц – мой друг и сосед.
Но нету слоненка в лесу у меня,
Слоненка веселого нет.
(В. Левин )
1. Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
2. Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку – хвать!
Кошке – смех, мышонку – горе…
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок, да исчез.
* * *
Был этот кот мохнат и рыж,
Не из простого рода.
В последний раз поймал он мышь
Тому назад три года.
(С. Маршак)