Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ
8. ОБОБЩЕНИЕ, ПЛОСКОСТНОСТЬ
В искусстве обобщение применяют ко всему, что подчеркивает замысел художника, а именно: форме, объему, цвету. Процесс обобщения формы в станковом (живопись, графика, скульптура) и декоративном искусстве имеет много общего. Художник, сохраняя выразительность формы, выделяет основное, типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все оттенки, которые наблюдаются в реальности, обычно сводятся к нескольким локальным цветам. Так же поступают и с объемом. Поиски выразительного образа
Художник может видоизменять предмет очень сильно, отход от натуры бывает довольно значительным. Цветок, лист, ветви можно изобразить почти как геометрические формы или сохранить естественные плавные очертания. Например, превратить живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный.
Локальный цвет – собственный цвет предмета.
Ученические работы
Плоскостность – это такой вид передачи изображения, когда главное внимание уделяют не объему, а очертаниям предмета. Такие изображения натуры
Однако наиболее значительное впечатление на зрителя производит, как правило, глубинно-пространственная композиция, потому что глубина пространства – это та среда, в которой существует человек. Впечатление от пространственности более сильное, чем от плоскостности или объема. Речь идет не о значимости или художественной ценности, а именно о производимом впечатлении. Умение передавать глубину пространства на плоскости – одно из великих достижений изобразительного искусства.
1. Внимательно рассмотрите репродукции произведений в этом разделе. На их примере расскажите, как вы понимаете обобщение, плоскостность.
2. Поразмыслите, почему в искусстве существуют одновременно и плоскостный, и глубинно-пространственный способ изображения.
Создайте плоскостную композицию, используя разные фактуры.
Инструменты и материалы: лист бумаги, карандаш, резинка, черная гелевая ручка.
План работы:
– На листе бумаги скомпонуйте изображение.
– Сравните его пропорции в целом.
– Фактуры можно делать, ставя рядом точки, прямые или волнистые линии, пятна, кружочки и т. п.
– Определите, сколько места будет отведено фону.
– Какими фактурами отличаются разные части композиции?
– Как вы заполните части композиции: однотонными заливками, мелкими деталями или крупными?
– Контрастируют ли фактуры между собой по тону?
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!
КАК СКОМПОНОВАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Если полотно неравномерно заполнено изображаемыми объектами либо рисунок смешен к краю, картина воспринимается перегруженной в одной части холста и слишком облегченной в другой. Она смотрится неуравновешенной.
Оптический центр находится приблизительно посредине. В соответствии с этим в картине розмещают объекты и определяют композиционный центр. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не уходит далеко от него. Излишнее смещение центрального объекта изображения или группы предметов создает впечатление перегруженности в одной части картины и пустоты в другой.
Необходимо также избегать деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонт в картине не должен совпадать с горизонтальной серединой картины, а на серединную вертикаль не должны попадать крупные объекты. Иначе вся картина распадется на две самостоятельные части.
Уравновешенность картины не предусматривает геометрической симметричности. Основное действие лучше отнести в сторону от центра. Для уравновешенности картины имеют значение не только массы предметов, но и их тон, и цвет. Маленький темный объект может уравновесить большой, но серый. Художник может выделить главное в картине и цветом, и тоном, и заметностью деталей на нем.
Чтобы обеспечить композиционный выбор сюжета натюрморта или портрета с натуры, можно сделать композиционные наброски с разных точек наблюдения и очертить набросок прямоугольной рамкой таких размеров, чтобы получить хорошее соотношение плоскости фона и предметов изображения. Иногда на бумаге сначала очерчивают карандашом рамку и в ней набрасывают эскиз натюрморта или портрета. Таким образом равномерно заполняют плоскость картины, определяют масштаб изображения и находят нужное композиционное размещение.
Средневековый гобелен “Дама с единорогом и львом”