УРОК № 52
Тема. Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
Цель: углубить знания учащихся об обособленных определениях; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к своей стране.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные определения; осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.
Оборудование: учебник, дидактический
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Толстой) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М. Горький) Перевалившись через задний борт, я отпустил руки и упал в снег. (В. Солоухин)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните два предложения. Различаются ли они по смыслу? Что повлияло на обособление
Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас. (И. Бунин)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Обособленные согласованные определения обычно выражаются причастными оборотами: Дождь, стучащий по крыше, напоминал барабанную дробь; прилагательными с зависимыми словами: Небесный купол, полный звезд, раскинулся над нами; одним или несколькими прилагательными (причастиями): Уставший, он сел отдохнуть. Тянулись бесконечные дни, пустые и печальные. После определяемого слова обособляются:
1) причастные обороты: И только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. (К. Паустовский);
2) прилагательное с зависимыми словами: Земля, окоченелая после заморозка, побелела, покрылась изморозью;
3) два и более одиночных прилагательных: Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад;
В любой позиции обособляются:
1) определения, имеющие дополнительное обстоятельственное значение: Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (И. Тургенев);
2) определения, относящиеся к личному местоимению: Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин) А он, мятежный, просит бури… (М. Лермонтов);
3) определения, расположенные в предложении далеко от определяемого слова: Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы. (М. Шолохов).
Не обособляются:
1) распространенные определения, стоящие перед определяемым словом: в доме есть расположенная на первом этаже парикмахерская;
2) причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова и входящие в состав сказуемого: Б марте лежало зерно ссыпанное в закрома. (М. Салтыков-Щедрин);
3) причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами после неопределенных, указательных, притяжательных, определительных местоимений и слов многое, многие: Б нем уснули все желания, кроме желания думать о чем-то, невыразимом словами. (М. Горький).
Запомните! Несколько обособленных определений в абсолютном конце предложения отделяются тире: Это помогает сделать выводы о характере персонажа – покладистом и добром.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – с. 192-193.
[2] – с. 172.
– Тренировочные упражнения.
1. Определите, в каком стиле написаны предложения. В каком стиле не встречаются обособленные члены предложения? Перепишите предложения, составьте их схемы, подчеркните обособленные определения. Первое и второе предложения переделайте так, чтобы обособленные члены предложения стали необособленными.
К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор, заросший сухим папоротником. В основе учебного процесса лежат учебные планы, содержащие перечень дисциплин. Верх пирога смажьте яичным желтком, разведенным двумя ложками молока. Результатом поездок писателя по стране явились книги, рассказывающие о жизни села.
2. Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Путники измуче..ые холодом гонимые ледя..ым ветром наконец добрались до какого-то деревя..ого строения. Филипп строгий сосредоточе..ый оделся потеплее и пошел к парому. (Б. Шукшин) Ночь холодная немая промчалась незаметно. (Г. Федосеев) Погруже..ый в воспоминание старик долго (не)мог уснуть. Он расстроенный ушел к себе домой. Угрюмый он (не)отвечал ни на чьи вопросы.
3. Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными.
Образец: Нависшая туча предвещала беду. – Туча, нависшая над лесом, предвещала беду.
У заросшего берега водились утки. Полученная квитанция затерялась. Свирепствующий ураган причинил много бед. Зазеленели посаженные березки. Засеянное поле дало прекрасный урожай.
4. Подчеркните обособленные определения и главные члены предложения. Расставьте знаки препинания.
Ночь была южная теплая. Ночь южная теплая опустилась на город. Володя – скромный трудолюбивый человек. Володя скромный трудолюбивый охотно помогал матери. Он был веселый улыбающийся. Он веселый улыбающийся был приветлив со всеми.
5. Распространите предложения обособленными определениями, относящимися к личным местоимениям.
Образец: Я еле добрался до дома. – Я, измученный и продрогший, еле добрался до дома.
Он лежал почти в беспамятстве. Мы достигли берега. Меня похвалили родители. Ему не хватало терпения.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 197 (письменно).
[2] – 421 (письменно).
– Объяснительный диктант.
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИй
Старый город на каменистом острове, окруженном петлей реки Смотрич, Леся Украинка назвала “цветком на камне” и не преувеличивала. Мощенные улочки Старого города, идущие через армянские, еврейские, польские и русские кварталы, напоминают то Париж, то Львов, то Тифлис. Прекрасно сохранившийся Старый Замок ХIV-ХVI веков регулярно становится ареной рыцарских турниров. И вся эта красота окружена огромным скалистым каньоном, вдоль которого по берегу Смотрича тянутся парки, переходящие один в другой.
А в “новом городе” старый Ботанический сад, уютный и тихий, заманивает своими дорожками и скамеечками. Обязательно посетите костел Св. Петра и Павла, когда-то превращенный турками в минарет, а после возвращенный католикам. Шпиль венчает золотая Дева Мария на исламском полумесяце, символизирующая готовность к компромиссу, требующуюся от обеих сторон в любых отношениях.
В сувенирной лавке Старого Замка купите себе на память очаровательный витраж, изготовленный художницей, и приезжайте сюда еще.
(Из журнала)
– Словарная работа.
Каньон – глубокая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами и узким дном, обычно полностью занятым руслом реки.
Костел – польское название католического храма.
Минарет – башня для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью.
Витраж – произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение (чаще всего расположенное в оконном проеме) в каком-либо архитектурном сооружении.
Компромисс – соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – рубрика “Учимся наблюдать и анализировать!”, с. 192 (сделать синтаксический разбор предложений) (письменно); [2] – 422 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Беседа с учащимися.
– В каких случаях определения обосабливаются?
– Какие определения называются согласованными?